Контактный дерматит

Контактный дерматит – воспалительное дерматологическое заболевание, которое возникает при непосредственном контакте кожи с раздражающим фактором, в результате краткосрочного или длительного, а также сильного воздействия на нее некоторых безусловных раздражителей (трения, экстремально высоких или низких температур, ультрафиолета и т.д.). Контактный дерматит может возникнуть и в следствии аллергических реакций. Самые распространенные аллергены: синтетические ткани, бытовая химия и косметика, а иногда и лекарственные препараты (гормональные таблетки, антибиотики, крема и мази). Негативную реакцию могут вызвать также изделия из шерсти, или из некоторых металлов (железа, никеля, хрома, серебра).

В зависимости от природы раздражающего фактора выделяют такие виды контактного дерматита:

- простой контактный дерматит – развивается под воздействием на организм определенных физических факторов или при контакте с химическими веществами;

- аллергический контактный дерматит – возникает как реакция на аллерген;

- фототоксический дерматит – возникает под воздействием чрезмерной дозы ультрафиолета.

- фитодерматит и зоодерматит – развивается при контакте с веществами растительного или животного происхождения.

Как правило, болезнь развивается остро, сразу после контакта с раздражающим агентом, не имеет периода сенсибилизации (скрытого периода перед появлением первых клинических симптомов). Очаг воспаления всегда находится в месте контакта с раздражителем, или рядом с ним. Пораженный участок кожи краснеет, появляется зуд, иногда боль. Характерными признаками контактного дерматита являются однородность воспалительной реакции (высыпаний) и отсутствие тенденции к периферическому распространению.

Обычно определить раздражитель довольно просто, но бывают и исключения. Чаще всего негативная реакция кожи возникает при длительном или ограниченном непосредственном контакте с веществом, например, при работе на производстве, где используются агрессивные химикаты или при "неудачном" использовании какого-нибудь косметического средства.

Лечение контактного дерматита проводит дерматовенеролог. Врач собирает анамнез, выявляет предположительные неблагоприятные факторы, назначает необходимые исследования. После определения раздражающего вещества, оно максимально исключается из жизни пациента. Также для лечения назначаются лекарственные препараты внутреннего и внешнего употребления.

# ОбластьПродолжительность, минЦена, грн
8 Дерматоскопия в поляризованном свете Dermlite (до 5 новообразований)30450
9 Дерматоскопия в поляризованном свете Dermlite, всего тела451200
1 Карта родинок (FotoFinder)
(обнаруживает новые и измененные кожные поражения на всем теле)
(консультация врача дерматолога Высшей категории К.М.Н., с фотофиксацией образований)
4 Цифровая электронная дерматоскопия FotoFinder (1-3 образования)
5 Цифровая электронная дерматоскопия FotoFinder (4-8 образований)
# Вид исследования (1 участок)Продолжительность, суткиЦена, грн
1 Исследование на демодекоз (Demodex follicullorum)3190
2 Исследование на паразитарные грибы (микроскопия элементов гриба)3190
3 Микробиологическое исследование биологического материала на грибковую флору с определением чувствительности к противогрибковым препаратам10480
4 Микробиологическое исследование биологического материала с определением чувствительности к антибактериальным препаратам7480
5 Микробиологическое исследование биологического материала на стафилококк с определением чувствительности к антибактериальным препаратам7460
6 Микробиологическое исследование содержания ногтевого кармана с определением чувствительности к антибактериальным препаратам7460
7 Микробиологическое исследование чешуек кожи на грибковую флору из очагов поражения, содержимого или гнойного отделения папул (везикул)10480
8 Микробиологическое исследование волос на грибковую флору с определением чувствительности к противогрибковым препаратам10480
9 Микробиологическое исследование ногтевых пластин на грибковую флору с определением чувствительности к противогрибковым препаратам10480
10 Забор биологического материала врачом1 участок50

Контактный дерматит. Часто задаваемые вопросы

✔ На каких участках тела появляется контактный дерматит?
По наблюдениям специалистов дерматовенерологов, контактный дерматит чаще всего появляется на руках, ладонях, подошвах, шее, голове, то есть в местах наибольшей вероятности контакта с раздражающим веществом.
✔ Как можно распознать контактный дерматит?
При соприкосновении с раздражителем на коже появляется небольшое розовое или красное пятно с отеком. Появляется сильный зуд или даже боль. После расчесывания пораженное место покрывается ранами, через которые пронимает инфекция. Могут появиться пузыри с прозрачной жидкостью, на месте которых со временем образуются желтые корочки. Если их повредить, на их месте могут возникнуть язвы.
✔ Чем отличается острая форма от хронической?
Острый период характеризуется появлением красных пятен, которые со временем приобретают форму пузырей с жидкостью. Когда болезнь переходит в хроническую форму, кожа уплотняется, на ней появляются гиперпигментированные пятна, меняется кожный рисунок.
✔ Какая профилактика заболевания?
После излечения заболевания рекомендуется полностью исключить контакты с веществом-раздражителем и с осторожностью относиться к контактам с незнакомыми веществами. При попадании на кожу, место контакта нужно тщательно промыть. Для исключения реакции на бытовую или промышленную химию, обязательно использование средств защиты.

© Автор: Врач дерматовенеролог, дерматолог-косметолог, специалист в области лазерных технологий Голышкина Марина Александровна

Лада (07.02.21)
У меня заболевание, как выяснилось, развилось при контакте со стиральным порошком. Прошла лечение у дерматовенеролога Драгановой Натальи. Сдала все аллергические тесты, использовала мази, чтобы убрать внешние симптомы, ну и конечно прекратила использовать бытовую химию, к которой привыкла. Сейчас пользуюсь жидким средством для стирки, работаю в защитных перчатках. Пока что все хорошо, болезнь больше себя не проявляла. Спасибо за помощь!