Простой герпес

Простой герпес (herpes simplex) – инфекционное вирусное заболевание, которое по статистике, является самым распространенным среди неконтролируемых инфекций. "Неконтролируемая инфекция" в медицине означает, что в настоящее время не существует эффективных прививок или специфического метода лечения, позволяющего полностью удалить возбудителя из организма человека. Поэтому вирус герпеса присутствует у 80% людей планеты. Существует два антигенных серотипа вируса простого герпеса (ВПГ): первый тип ВПГ-1 (поражает верхнюю часть тела) и второй тип ВПГ-2 (поражает нижнюю часть тела).

Большинство случаев заражения происходит в детстве контактно-бытовым или воздушно-капельным путем для ВПГ-1, или половым путем для ВПГ-2. При попадании вируса герпеса в организм человека поначалу не возникает никаких симптомов. Персистенция (распространение) вируса по организму проходит незаметно и внезапно проявляет себя при благоприятных для него условиях. Условием для репродукции вируса и наличия клинических проявлений (появления сыпи), помимо ослабления общего иммунологического контроля, должно быть и местное (эпидермальное) нарушение иммунитета.

Обычно инфекция поражает кожу и слизистые оболочки – участок кожи вокруг рта, ротовую полость, веки, ушные раковины и половые органы. В зависимости от характера, локализации, степени поражения, а также от склонности к рецидивам выделяют герпес простой первичный и герпес простой рецидивный.

Симптомы герпеса: появление пузырьков и болезненных язв на пораженном участке. Перед появлением видимых признаков кожа з этих зонах обычно сильно зудит, покалывает, появляется чувство жжения. Содержание пузырьков сначала прозрачное, а через пару дней становится мутным. Примерно через 5-7 дней пузырьки подсыхают с образованием желтых корочек, а затем (еще через пару дней) отпадают, оставляя за собой небольшие гиперпигментированные пятна, которые вскоре также исчезают.

Для купирования первичных симптомов и при рецидивах герпеса используются противовирусные препараты, такие как ацикловир ("Зовиракс", "Гевиран"), валацикловир ("Вальтрекс"), фамцикловир ("Фамвир"), которые применяются как в виде такблеток , так и в форме кремов и мазей. Также курс лечения включает прием иммуномодуляторов, витаминов группы В и аскорбиновой кислоты.

Людям с обострением герпеса следует придерживаться разумной социальной дистанции, и тем более – воздерживаться от оральных (целование) и половых контактов, чтобы исключить возможность инфицировать партнера.

# ОбластьПродолжительность, минЦена, грн
8 Дерматоскопия в поляризованном свете Dermlite (до 5 новообразований)30450
9 Дерматоскопия в поляризованном свете Dermlite, всего тела451200
1 Цифровая электронная дерматоскопия FotoFinder (1-3 образования)
(консультация врача дерматолога Высшей категории К.М.Н., с фотофиксацией образований)
4 Цифровая электронная дерматоскопия FotoFinder (4-8 образований)

Герпес. Часто задаваемые вопросы

✔ Как передается вирус герпеса?
По разному. Передача ВПГ-1 происходит контактно-бытовым или воздушно-капельным в детском возрасте, а ВПГ-2 – в основном половым путем для взрослых. Для избегания заражения важно придерживаться принципов безопасного бытового и полового поведения: это дистанцирование, моногамность и обязательное использование барьерных защитных средств (презервативов).
✔ Можно ли полностью вылечить герпес?
Нет, инфекция остается с человеком навсегда, но при хорошем здоровье и качестве жизни она может не проявляться.
✔ Какие осложнения возможны при герпесе?
Развитие неонатального герпеса у новорожденных, когда младенец инфицируется при родах. Это может стать причиной серьезных неврологических болезней и даже смерти. Заражение глазной инфекцией или инфекцией головного мозга возникает, если герпесом заражается человек с ВИЧ. Также частые рецидивы герпеса могут стать причиной сильного психологического стресса и депрессии, как следствие социальной стигматизации (клеймления), когда человека преследует чувство стыда или вины.
✔ К кому обратиться, если герпес появился у беременной женщины?
Нужно обязательно проинформировать о заболевании гинеколога. При появлении генитального герпеса на поздних сроках беременности, повышается вероятность инфицирования ребенка неонатальным герпесом.
✔ Что может спровоцировать проявление герпеса?
Рецидив может произойти в результате переохлаждения, чрезмерной инсоляции, стресса, переутомления, нарушения режима сна, недостатке витаминов и низком качестве питания, резком снижении иммунитета.

© Автор: Кандидат медицинских наук, врач-дерматовенеролог высшей категории Перехрестенко Андрей Петрович