Лечение вросших волос

Вросшие волосы – это патологическое состояние кожи, при котором стержневые части некоторых волос полностью или частично остаются в глубине кожи, а не находятся в свободном состоянии над ее поверхностью. Как правило, в месте вросшего волоса появляется телесного цвета бугорок (папула). Кожа на месте вросшего волоса может воспаляться, и тогда это образование внешне будет иметь вид небольшой покрасневшей полусферы, гнойничка или даже фурункула. Эти бугорки доставляют значительных дискомфорт и раздражение, иногда кожа в таком месте чешется и болит.

Вросшие волосы, это довольно распространенное явление, и встречаются одинаково часто как у женщин, так и у мужчин. Проблема чаще возникает у людей с жесткими и вьющимися волосами. Как правило, бугорки вросших волос достаточно легко распознаются самими пациентами, потому что большинство из них уже имеют соответствующий опыт.

Причины и механизм появления вросших волос

Вросшие волосы могут появиться на любом участке тела, но чаще всего возникают в местах, где ранее проводилось механическое удаление волос (выдергивание, восковая депиляция, шугаринг) либо вследствие бритья. Наиболее частая локализация у женщин – внутренняя часть бедер, голени, подмышки и зона бикини; у мужчин это чаще всего лицо, и также паховая область.

Механизмы образования вросших волос
Рисунок. Механизмы образования вросших волос.

Существует несколько причин появления вросших волос, и в каждом случае «включаются» разные патологические причинно-следственные механизмы.

Так, например, при механической депиляции (имеется в виду любой способ выдергивания) дистальная часть волосяного стержня истончается и закручивается в месте обрыва. Обрыв может образоваться, как над поверхностью так в и глубине кожи. Затем, продолжая расти в измененном направлении, острый кончик волоса втыкается в эпидермис либо снаружи, или изнутри (как показано на рисунке).

Иногда во время бритья верхушка волоска притупляется, и это может стать причиной остановки ее дальнейшего роста вследствие застревания образовавшейся «шляпки» в просвете волосяного канала. Также, например из-за трения об одежду, устье канала волоса может оказаться заблокированным плотной смесью корнеоцитов (ороговевших клеток эпидермиса) и кожного сала. Все вместе, или по отдельности, эти факторы препятствуют нормальному росту волос и способствуют их врастанию.

Как лечат вросшие волосы?

Существует несколько полезных советов которые можно применять даже в домашних условиях. Эти довольно простые способы, и мы рекомендуем использовать их также в случае подготовки перед посещением дерматолога:

• Прекратите депилировать или сбривать волосы, дайте им немного отрасти;
  • Для укорачивания длины волос лучше используйте электрический триммер (НЕ депилятор!!!), но держите его над поверхностью кожи;
  • На пораженные участки на 10-15 минут накладывайте теплые компрессы с мыльной водой, чтобы облегчить освобождение вросших волос из ороговевшего слоя эпидермиса;
  • Чтобы избежать инфицирования и других воспалительных осложнений не нужно расчесывать, царапать и тем более не пытайтесь самостоятельно вскрывать бугорки.

Если ситуация в течении недели не улучшится, мы рекомендуем обратиться в медицинское учреждение. Возможно, врач вначале назначит лекарства для устранения симптомов воспаления или инфицирования образований. В некоторых случаях, доктор может использовать стерильный хирургический инструмент для небольшого локального разреза, с целью удаления гнойничка и освобождения вросшего волоса.

Лазерная эпиляция – лучший способ навсегда избавиться от вросших волос

Лазерная эпиляция – действительно лучший и единственный эффективный способ радикально избавиться от вросших волос. Механизм профилактического действия лазерной эпиляции простой: если участок кожи больше не содержит продуктивных волосяных фолликулов, то из них больше уже не вырастут волосы. Их не нужно будет больше ни депилировать, ни сбривать.

Тем более не менее, многолетняя практика показывает, что иногда на участках кожи, где раннее производилась лазерная эпиляция, через какое-то длительное время снова может появиться некоторое количество волос. Однако эти волосы уже будут намного более тонкими и мягкими, и поэтому не склонными к врастанию.

© Автор: Врач дермато-косметолог, трихолог, специалист в области лазерных технологий Зименкова Анастасия Николаевна

Лечение вросших волос. Часто задаваемые вопросы

Может ли лазерная эпиляция вызвать появление вросших волос?
Нет, лазерная эпиляция (ЛЭ) не может вызвать врастание волос. Тут еще важно понимать разницу между, на первый взгляд подобными, терминами – депиляция и эпиляция, которые обозначают принципиально разные методики:
  • • депиляция – – временное устранение нежелательной растительности, без разрушения волосяного фолликула. Выполняется при помощи традиционных методик (воск, шугаринг, бритье);
  • • эпиляция – перманентное устранение растительности путем разрушения волосяных фолликулов. Эпиляция может быть лазерной или электрической. Последняя, по объективным и вполне оправданным причинам, в настоящее время выполняется все реже и реже.
Поэтому, наоборот, ЛЭ – это лучший способ навсегда избавиться от вросших волос и избежать развития данной проблемы в будущем.
Как выглядит вросший волос?
Вросший волос обычно образует небольшую приподнятую красноватую «шишку» (бугорок), в виде полусферы размером от 2 до 5 мм. Кожа в пораженной области выглядит почти нормальной, но может быть также и раздраженной. Иногда вросший волос может выглядеть как прыщи содержащие гной. Если оставить проблему без внимания, то в дальнейшем место воспаления может инфицироваться, темнеть или обесцвечиваться, а также оставлять шрамы.
Можно ли вырывать вросшие волосы?
Не рекомендуется тянуть или выщипывать вросшие волосы, так как кожа вокруг пораженного фолликула обычно склонна к воспалению и подвержена инфицированию. Выдергивание вросших волос или даже бритье в этой области может увеличить риск, связанный с инфекцией, включая гиперпигментацию и рубцевание.
Являются ли заразными вросшие волосы?
Нет, точно нет. Однако, в случае гнойного воспаления вросших волос, проблема уже не может считаться столь безобидной. В этом случае возможно бактериальное заражение близких через совместно используемые банные или постельные принадлежности.
Светлана (14.08.23) StarStarStarStarStar
Много лет боролась с вросшими волосами на ногах. Я была в курсе, что от этого нужно делать лазерную эпиляцию, но я не решалась. Красные прыщики очень чесались и болели, а после бритья вообще начинался ужас!
После 3-х сеансов ЛЭ резко все закончилось. И было совсем не больно. Дерматокосметолог Анастасия Николаевна – вежливая и умная молодая женщина. Провела процедуру на высшем уровне. Остальной персонал – тоже супер, и клиника также очень понравилась (везде очень чисто и все красиво, но без лишнего пафоса). Рекомендую к посещению!
Алена (07.04.23) StarStarStarStarStar
Пришла в клинику из-за беспокойства, что появились и не проходили красные шишки возле трусиков. Оказалось, это вросшие волосы. Процедуру провели профессионально, быстро и эффективно. Спасибо!
Александра (07.10.22) StarStarStarStarStar
Удаляла с помощью лазера вросшие волосы в области бикини. Волновалась, что будет больно, но процедуру провели очень быстро и безболезненно. Обрадовало, что цена лазерного удаления вросшего волоса небольшая. Буду обращаться еще.