Плоскоклеточная карцинома

Плоскоклеточная карцинома (carcinoma planocellulare); синонимы: плоскоклеточная эпителиома, плоскоклеточный рак кожи (ПКР), англ. squamous cell carcinoma – это злокачественное новообразование происходящее из эпидермальных кератиноцитов и слизистых оболочек, прорастающий в глубокие слои кожи.

Среди раков кожи плоскоклеточный рак занимает 2 место по распространенности во всем мире после базалиомы, и заболеваемость далее "прирастает" с печально высокой скоростью. По статистике, за последние 30 лет заболеваемость среди женщин увеличилась в 2 раза, среди мужчин в 3 раза. Особенно резкий рост наблюдается среди женщин до 40 лет.

Плоскоклеточная карцинома образуется преимущественно на открытых участках тела (на лице, голове, ушах, шее, кистях рук) или как следствие ранее возникшего актинического кератоза, лейкоплакии ротовой полости, химических повреждений кожи или послеожогового рубца. Ранее считалось, что плоскоклеточный рак имеет низкую степень злокачественности с вероятностью метастазирования около 1%. В настоящее время, когда повсеместно наблюдается эпидемия кожных новообразований и проблеме уделяется больше внимания, становится ясно что ПКР гораздо более агрессивен, чем считалось ранее.

Ранняя форма рака (cancer in situ) подобна клиническому течению актинического кератоза – опухоль проявляется в виде чешуйчатой красной бляшки или папулы, которая может превратиться в гиперкератозную или узловую. Со временем не ней появляется язва с центральным некрозом и постепенно она приникает в подлежащие ткани. Однако клиническая картина заболевания имеет множество вариаций, поэтому обращаться к дерматоонкологу рекомендуется при любых долго незаживающих образованиях на открытых участках кожи.

Факторами риска развития заболевания являются: ультрафиолетовое излучение, вирус папилломы человека, курение, длительное воспаление в области раны, рубцовые изменения кожи, заболевания лимфатической системы, иммунодефицитные болезни, трансплантация органов, псориаз, системная красная волчанка.

Долгосрочный прогноз ПКР при своевременном лечении и отсутствии метастазов – хороший. Для диагностики плоскоклеточной карциномы проводится эпилюминесцентная дерматоскопия и гистологическое исследование. Удаляется опухоль методом широкого (обширного) хирургического иссечения. Лучевая и химиотерапия рекомендуется, когда хирургическая резекция невыполнима или для людей со слабым иммунитетом, а также в некоторых случаях, как дополнение к хирургическому лечению.

# ОбластьПродолжительность, минЦена, грн
8 Дерматоскопия в поляризованном свете Dermlite (до 5 новообразований)30450
9 Дерматоскопия в поляризованном свете Dermlite, всего тела451200
12 Сокращенная консультация врача перед процедурой удаления папиллом, сосудов и бородавок15100
1 Карта родинок (FotoFinder)
(обнаруживает новые и измененные кожные поражения на всем теле)
(консультация врача дерматолога Высшей категории К.М.Н., с фотофиксацией образований)
4 Цифровая электронная дерматоскопия FotoFinder (1-3 образования)
5 Цифровая электронная дерматоскопия FotoFinder (4-8 образований)
# ПроцедураКоличествоЦена, грн
1 Гистологическое исследование удаленных тканей1 образование850
2 Шейв биопсия (туловище, конечности)1 образование700
3 Шейв биопсия (голова, шея, половые органы)1 образование800
4 Панч биопсия новообразования1 образование1500
5 Панч биопсия воспалительных дерматозов1 зона1500
6 Панч биопсия волосистой части головы1 зона1900
7 Местная анестезия1 образование150

Плоскоклеточная карцинома. Часто задаваемые вопросы

✔ Какова профилактика плоскоклеточного рака кожи?
С целью профилактики рекомендуется минимизировать пребывание под солнцем (особенно с 11 утра до 15 часов дня), носить закрытую одежду, использовать солнцезащитные крема с высоким уровнем защиты, хотя бы раз в год проходить осмотр у дерматоонколога.
✔ Часто ли возникают метастазы при образовании плоскоклеточной карциномы?
Появление метастаз при плоскоклеточной карциноме – явление достаточно редкое, но весьма опасное. Факторами риска, способствующими метастазированию, являются – размер опухоли более 2 см. в диаметре, иммуносупрессия, развитие на месте хронической раны. Чаще всего они возникают при поражении языка, слизистой, вблизи ушей и губ, на рубцах или опухоль распространяется периневрально.
✔ Какие участки тела поражает опухоль?
Чаще всего плоскоклеточный рак кожи появляется в области лба, глаз, ушей, носа, на гениталиях, верхних конечностях и стопах, ногтях, ареолах. Реже на щеках, подбородке, волосистой части головы, шее, берцовой части нижних конечностей. Еще реже на туловище.

© Автор: Кандидат медицинских наук. Врач-хирург, онкохирург, эндокринный хирург Ткаченко Римма Петровна