Гиперплазия сальных желез

Гиперплазия сальных желез (синонимы: сальная гиперплазия, сальная аденома) – патологическое состояние кожи, которое характеризуется увеличением (разрастанием в объеме) сальных желез. Это довольно распространенное доброкачественное образование, при котором появляются многочисленные, слегка возвышающиеся над уровнем кожи, мягкие, желтоватого цвета бугорки (папулы) размером 2-5 мм. в диаметре. Обычно, гиперплазия связана с жирным состоянием кожи, которая в свою очередь является следствием гиперпродукции кожного сала.

Сведений о злокачественной трансформации сальных аденом нет. Таким образом, гиперплазия сальных желез представляет собой благоприятный, т.е. не опасный для здоровья, косметический дефект, хорошо поддающийся лечению.

В основном, наших пациентов беспокоят одиночные или множественные "желтоватого цвета бугорки" на коже лба, нижних век, щек и/или подбородка. Чаще всего они появляются у взрослых людей, постепенно увеличиваются в размере и со временем их становится все больше. При надавливании пальцами на такой элемент, из него выделяется похожая на крем белая масса. Иногда рост этих образований сопровождается появлением вокруг них сосудистых сеточек и "паучков". Возможно также воспаление, и даже кровоточивость бугорков, которые чаще всего возникают в следствии попыток самостоятельного их удаления, расчесов или травмирования при бритье.

Сальная гиперплазия имеет клинические сходства с другими неопластическими поражениями кожи, такими как базальноклеточная карцинома, контагиозный молюск, ксантелазма, а также милиумы. Поэтому диагностика гиперплазии сальных железтребует обязательного осмотра у квалифицированного врача-дерматолога.

Типичная локализация и причины гиперплазии сальных желез

Сальные железы (СЖ) — это придатки кожи, которые находятся на всех частях тела, кроме подошв и ладоней. Они состоят из голокриновых ацинусов (лат. acinus– виноградная гроздь), прикрепленных к общему выводному протоку и волосяному фолликулу, а вместе они составляют сально-волосяноую единицу (англ.unit). Области с наибольшей концентрацией сальных желез это лицо, гораздо реже –спина и грудь. При внимательном осмотре центре каждого из таких образований, как правило можно обнаружить небольшое углубление. Это, так называемый, "кратер" – устье сальной железы.

Строение сально-волосяного узла
Рис. 1 Строение сально-волосяного узла

Причины, которые приводят к аномальному росту сальных желез до конца не выяснены. Ряд ученых считает, что основной причиной гиперплазии желез являются гормональные изменения. Известно, что сальные железы чрезвычайно чувствительны к андрогенам (мужским половым гормонам). Их интенсивная выработка начинается в подростковом возрасте, постепенно возрастает и достигает максимума к 30 годам. Эта гипотеза в определенной мере подтверждается тем, что проблема гиперплазии СЖ чаще всего диагностируется у мужчин среднего и пожилого возраста, однако нередко бывает и у женщин. У пожилых людей уровень андрогенов постепенно снижается, и это приводит к замедлению выработки кожного сала, и также кнекоторому постепенному уменьшению размеров бугорков. Тем не менее, полная самостоятельная элиминация образований наблюдается крайне редко.

Многочисленные наблюдения также показывают, что гиперплазия СЖ чаще возникает на участках подверженных УФ (ультрафиолетовые лучи) облучению, то есть на открытых участках лица и тела. Тем не менее, прямая причинно-следственная связь не доказана, поэтому в настоящее время УФ-лучи рассматриваются как кофактор.

Диагностика и лечение сальной гиперплазии

В большинстве случаев (у около 2/3 пациентов), для первичной диагностики сальной гиперплазии достаточно визуального осмотра опытного дерматолога. Примерно у 30% остальных пациентов требуется проведение дифференцировки от базальноклеточной карциномы и контагиозного молюска. Для этого необходимо проведение дерматоскопии. Дерматоскопически для данной патологии характерен правильный (типичный) сосудистый рисунок со слабым ветвлением мелких сосудов, направленных от периферии к центру очага. Реже, в особо спорных случаях, проводится панч-биопсия очага.

Поскольку гиперплазия сальных желез не имеет тенденции к малигнизации, т.е. никогда не становится злокачественной, удаление элементов возможноне по медицинским, а по косметическим показаниям. Узелки располагаются в верхних слоях кожи (эпидермисе и дерме), имеют хорошую доступность и могут быть удалены многими традиционными способами — диатермокоагуляцией, при помощи криотерапии (жидким азотом) и местной химической деструкции (трихлоруксусной кислотой). Но несмотря на неоспоримою результативность этих методов лечения, они травмируют кожу и нередко оставляют после себя рубцы разной степени глубины и объема, что снижает косметическую целесообразность процедуры.

В клинике доктора Бреннера мы отдаем предпочтение более избирательным и щадящим методикам, таким как атравматичное удаление очагов гиперплазии высокотехнологичным медицинским лазером. Лазерный луч, без повреждения кожи, проникает вглубь на 3-4 мм. и частично коагулирует сосуды, питающие сальную железу, а также устраняет закупорку ее выводящего протока. Таким образом, получая меньшее кровоснабжение, сальная железа уменьшается в объеме, производит меньшее количество себума, который затем из нее легче выводится. Кожа становится чище и визуально здоровее.

Риски лазерного лечения гиперплазии сальных желез.

К сожалению, даже такая щадящая процедура как лазерное удаление, имеет некоторые риски, никак не связанные с ошибкой врача или с не верной настройкой параметров оборудования.

Наиболее частой проблемой, которая может возникать с частотой около 10%, оказывается обратимая гипоплазия (чрезмерное уменьшение) СЖ. В этом случае, на месте бугорка оказывается небольшое углубление, которое обычно самопроизвольно выравнивается на протяжении 2-3 месяцев. Еще одной проблемой может стать устойчивое покраснение на месте лазерной обработки, которое также самостоятельно проходит в течении нескольких дней. Поскольку лечению подверглись лишь отдельные элементы, а не причина проблемы, с течением времени, возможно повторное появление узелков гиперплазии.

При возникновении вышеописанных или любых других нештатных явлений мы рекомендуем повторно показаться врачу, который назначит адекватное лечение.

Профилактика и домашний уход при гипертрофии сальных желез

Как мы уже знаем, эффективного метода лечения, позволяющего раз и навсегда избавиться от гиперплазии СЖ, к сожалению, не существует. Однако проблему можно удерживать под контролем, как с помощью регулярного приема рецептурных ретиноидов (Акнетин, Роакутан) и профессиональных косметологических пилингов, так и самостоятельно в домашних условиях.

Самый простой совет, который в подобных случаях дают дерматологи, состоит из трех пунктов:

1) Избегайте употребления в пищу продуктов, повышающих жирность кожи. Полезные и вредные продукты приведены в таблице:

Полезные и вредные продукты

2) Поддерживайте гигиену лица и тела. Для ухода за жирной кожей важно использовать некомедоногенные мягкие моющие средства (пенки), не раздражающие кожу и не вызывающие аллергию. Тщательно смывайте макияж перед сном.

3) Избегайте попадания на кожу прямых солнечных лучей. Ежедневно пользуйтесь солнцезащитными кремами с SPFне ниже 30 ед.

# Лазерное лечение ГСЖЕдиницаЦена, грн
1 Лазерное удаление гиперплазии сальных желез на лице или теле, бескровным методом1 - 2 шт.700
2 Лазерное удаление гиперплазии сальных желез на лице или теле, бескровным методом, от 3 до 9 шт.1 шт.350
3 Лазерное удаление множественных элементов гиперплазии сальных желез на лице, бескровным методом, от 10 шт.1 шт.350 300
4 Лазерное удаление элементов гиперплазии сальных желез на лице, бескровным методом, до 20 шт.1 шт.350 250
5 Лазерное удаление множественных элементов гиперплазии сальных желез на теле, бескровным методом, от 10 шт.1 шт.350 250
6 Лазерное удаление элементов гиперплазии сальных желез в промежности и паховой зоне1 шт.400 350

© Автор: Кандидат медицинских наук, врач-дерматовенеролог высшей категории Перехрестенко Андрей Петрович

Часто задаваемые вопросы о гиперплазии

Насколько опасна гиперплазия сальных желез?
Сальная гиперплазия является доброкачественным поражением кожи и, как правило, не несет никакой опасности. Тем не менее, множественные очаги, особенно на лице, могут вызвать сильный эстетический дискомфорт. Несмотря на доброкачественное течение, обоснованной причиной обращения к дерматовенерологу может стать внешнее сходство гиперплазии с некоторыми злокачественными новообразованиями кожи.
Проходит ли сальная гиперплазия сама по себе?
Гиперплазия сальных желез возникает из-за локального скопления клеток-себоцитов внутри сальных желез, которые остаются в таком состоянии очень длительное время, и самостоятельно не элиминируются.
Какие продукты могут спровоцировать гиперплазию сальных желез?
Продукты, содержащие рафинированный сахар, белая мука, фаст-фуд, молочные продукты с высоким содержанием жира, красное мясо.
Как часто и в каком возрасте начинается сальная гиперплазия?
Патологиянаблюдается примерно у 1-1,5% населения планеты, не зависимо от расы. Обычно развивается у людей старше 30 лет, и ее распространенность увеличивается с возрастом.
Павел (26.04.23) StarStarStarStarStar
Воспаление сальных желез было на лице. В другой клинике меня уговаривали удалять азотом, но я решил не спешить и поискать еще варианты. В Brenner Clinic предложили лазер, как более безопасный и эффективный вариант, после которого на коже не останется следов. Лечение гиперплазии сальных желез обошлось недорого. Врач Белоус А.В. сделала все очень аккуратно. У кого такая же проблема, рекомендую удалять именно лазером. Это быстро, недорого и совсем небольно.
Ярослав (18.04.23) StarStarStarStarStar
Я очень доволен, что после лазерного лечения гиперплазии на лице не осталось шрамов. Удалял в конце весны, поэтому волновался, что может появиться пигментация. Пришлось конечно какое-то время использовать солнцезащитный крем и носить кепку, но следов в итоге не осталось. Процедуру делала Наталья Драганова. Отличный доктор. Клинику посещаю уже не впервый раз. Ранее был у другого врача на дерматоскопии. Тогда тоже все сделали хорошо. Спасибо!
Кузьма (14.04.23) StarStarStarStarStar
У меня эти наросты появились на лбу. Сначала пара небольших, но со временем они выросли и появились новые. Только тогда обратилась к доктору. Удаляли лазером. Процедура прошла очень быстро и безболезненно. Следов на лице не осталось, вообще никаких.
Галина (12.04.23) StarStarStarStarStar
Отличная клиника. Консультацию и удаление провели в один день. Перехрестенко Андрей Петрович – очень квалифицированный дерматовенеролог. Рекомендую!