Стрептодермия

Стрептодермия (стрептококковая пиодермия) – группа гнойничковых заболеваний кожи, обусловленная патогенными формами бактерий стрептококка. Появляется преимущественно на участках гладкой кожи и на месте складок. Чаще встречается у женщин и детей, в связи с тем, что их кожа более нежная. Инкубационный период длится от пары дней до недели.

В большинстве случаев стрептококковые поражения охватывают лицо, конечности и иногда туловище. На гиперемированной и слегка отечной коже появляются ненапряженные, наполненные прозрачной или мутной жидкостью, пузырьки и даже пузыри (фликтены), величиной от спичечной головки до ореха. Пациентов беспокоит зуд разной интенсивности, чувство жжения кожи, возможны повышение температуры тела и регионарный лимфоаденит.

Стрептококковая пиодермия довольно заразна и в местах массового скопления людей может вызвать эпидемическую вспышку. Учитывая, что заболевание преимущественно проявляется у детей, чаще всего такие вспышки происходят в садиках и школах.

Причины возникновения стрептодермии

У 90-95% здоровых людей стрептококки присутствуют в небольших количествах на поверхности кожного покрова и не вызывают воспалительных процессов. Сапрофиты могут приобрести патогенные свойства под влиянием ряда негативных факторов, и в этом случае их вирулентность (лат. "ядовитость") резко увеличивается. Такими факторами могут быть:

• несоблюдение правил личной гигиены;
  • снижение иммунологической реактивности;
  • взаимодействие с инфицированным стрептококками человеком;
  • низкокалорийная диета, сильные психологические и физические нагрузки;
  • травмы кожи (укусы насекомых, расчесы, уколы, задиры пальцев и т.д.);
  • использования веществ, нарушающих кислотно-щелочный баланс кожи.

Проявится заболевание или нет (?), зависит от иммунологической устойчивости организма, а также от количества и вирулентности попавших на кожу бактерий. Вещества, которые выделяют вирулентные формы стрептококка являются высокотоксичными для организма. Эти токсины имеют способность растворять большие участки эпидермиса, и даже эритроциты и лейкоциты.

Виды стрептококковой пиодермии

Заболевание имеет достаточно обширную классификацию, объединяющую десяток клинических форм и стадий. В зависимости от локализации и глубины поражения кожи стрептококковые поражения бывают поверхностными и глубокими.

К группе поверхностных стрептодермий относятся стрептококковое импетиго, щелевое импетиго (нар. заеда) , поверхностный панариций (поражение вокруг ногтевых пластинок), интертригенозная стрептодермия (нар. опрелость) , папуло-эрозивная и хроническая диффузная формы, рожа.

К глубоким относят две хронические формы – вульгарную эктиму и целлюлит. Справедливости ради укажем, что для этих пиодермий этиологическая роль патогенных стрептококков остается под сомнением.

В некоторых случаях на пораженных участках кожи кроме стрептококков обнаруживаются и другие патогенные бактерии – стафилококки, вульгарный протей, кишечная или синегнойная палочка... В этих случаях говорят о полимикробном или смешанном заражении.

Лечение стрептодермии

При наиболее распространенных острых вариантах поверхностных срептодермий используются примочки с дезинфицирующими и вяжущими растворами (5% таниновой или 2% борной кислоты). Необходимо минимизировать контакты воспаления с водой и регулярно подсушивать пораженный участок кожи.

Следующий этап лечения – использование антибактериальных препаратов наружного применения, а в тяжелых случаях системных антибиотиков, соответственно с результатами антибиотикограммы.

Хирургическое вмешательство может понадобиться в случае появления глубокого панариция, фурункулов, абсцессов, карбункулов. Если заболевание переходит в глубокую или хроническую форму, назначаются гормональные средства и инъекции стафилококкового анатоксина.

# ПроцедураПродолжительность, минЦена, грн
8 Дерматоскопия в поляризованном свете Dermlite (до 5 новообразований)30450
9 Дерматоскопия в поляризованном свете Dermlite, всего тела451200
12 Сокращенная консультация врача перед процедурой удаления папиллом, сосудов и бородавок15100
1 Карта родинок (FotoFinder)
(обнаруживает новые и измененные кожные поражения на всем теле)
(консультация врача дерматолога Высшей категории К.М.Н., с фотофиксацией образований)
4 Цифровая электронная дерматоскопия FotoFinder (1-3 образования)
5 Цифровая электронная дерматоскопия FotoFinder (4-8 образований)

© Автор: Кандидат медицинских наук, врач-дерматовенеролог высшей категории Перехрестенко Андрей Петрович

Стрептодермия. Часто задаваемые вопросы

Как проводится диагностика?
Диагностика стрептодермии может включать проведение бактериологического исследования, обычный и развернутый анализ крови, микроскопическое исследование мазка, скрининговое иммунологическое обследование.
Какие могут быть осложнения?
Заболевание может иметь ряд осложнений, которые могут развиться при несвоевременном обращении за медицинской помощью. Среди них:
  • - сепсис как следствие генерализованного развития инфекции;
  • - долгое заживление язв (особенно актуально для людей с сахарным диабетом);
  • - нарушение работы внутренних органов;
  • - дисбактериоз;
  • - тромбофлебит;
  • - поражение плода, если стрептодермия появилась во время беременности.
Какова профилактика стрептодермии?
Для избегания заражения необходимо тщательно соблюдать правила личной гигиены, особенно при контакте с инфицированными людьми, своевременно обращаться к специалисту при появлении любых признаков патологий кожи.