Опоясывающий лишай

Опоясывающий лишай (herpes zoster, опоясывающий герпес) — острое инфекционное заболевание, вызванное нейротропным вирусом, который также является возбудителем ветряной оспы у детей. Развивается у взрослых людей, ранее переболевших оспой. Существует гипотеза, что после выздоровления инфекция неограниченно долго продолжает существовать в ганглиях спинномозговых нервов, но находится в неактивном состоянии.

При латентном состоянии вирусов человек не ощущает никаких признаков болезни. Именно переход вируса в активную фазу становится причиной развития опоясывающего герпеса. В наиболее типичных случаях длительность заболевания составляет около двух-трех недель.

Как понять, что это опоясывающий герпес?

Заболевание сопровождается появлением на теле высыпаний, напоминающих сыпь при ветряной оспе — пузырьков с прозрачной жидкостьюна фоне гиперемированной кожи. Спустя неделю содержимое пузырьков становится мутным, они лопаются и затем подсыхают. На их месте образуются корочки коричневого цвета, которые со временем отпадают, оставляя на поверхности кожи буровато-красную пигментацию.

Весьма характерными предвестниками заболевания являются общее недомогание, головная боль и подъем температуры тела. Сыпь появляется внезапно, она очень болезненная, почти всегда односторонняя, и имеет форму полоски, идущей по ходу нервов. Наиболее частая локализация поражения— проекция межреберных нервов на коже грудной клетки. Из-за характерной сыпи на этом участке недуг и получил название "опоясывающий лишай". Второе по частоте место поражения — лицо и/или шея, то есть участок, за иннервацию которого отвечают ветви тройничного нерва. В некоторых случаях, при поражении тройничного нерва, весьма болезненная сыпь также может появиться и на слизистой оболочке рта.

Причины развития опоясывающего лишая

Под влиянием факторов, которые ослабляют иммунологическую резистентность организма, вирусы оспы активируются и начинают активно размножаться в нервных ганглиях, вызывая их воспаление. Далее вирусы проникают в сенсорные нервы и кожу, и это становится причиной чувства жжения и невралгических болей. Не редко, особенно при осложненном течении опоясывающего герпеса, болевые ощущения на пораженном участке могут сохраняться на протяжении пары месяцев.

Вирус может перейти в активную фазу по одной из следующих причин:

• прием сильнодействующих лекарств, которые снижают иммунитет;
  • частые стрессы и переутомление;
  • переохлаждение организма (в том числе локальное);
  • наличие онкологических заболеваний;
  • прохождение лучевой терапии;
  • наличие в организме ВИЧ-инфекции;
  • перенесение операции по трансплантации органов.

Как не заразить окружающих?

Для человека, который когда-то переболел ветряной оспой и в данный момент контактирует с болеющим опоясывающим герпесом, риск заразиться — минимальный. Вместе с тем люди, которые не переболели оспой ранее, могут заразиться ею от инфицированного опоясывающим лишаем. Поэтому пациентам с острыми проявлениями герпеса необходимо избегать контакта с людьми, и в первую очередь с детьми, которые еще не переболели ветряной оспой.

# ПроцедураПродолжительность, минЦена, грн
8 Дерматоскопия в поляризованном свете Dermlite (до 5 новообразований)30450
9 Дерматоскопия в поляризованном свете Dermlite, всего тела451200
1 Цифровая электронная дерматоскопия FotoFinder (1-3 образования)
(консультация врача дерматолога Высшей категории К.М.Н., с фотофиксацией образований)
4 Цифровая электронная дерматоскопия FotoFinder (4-8 образований)

© Автор: Кандидат медицинских наук, врач-дерматовенеролог высшей категории Перехрестенко Андрей Петрович

Опоясывающий лишай. Часто задаваемые вопросы

Кто находится в группе риска заражения опоясывающим герпесом?
В группе риска находятся люди со слабой иммунной системой или серьезными иммунными заболеваниями. Также заболеванию подвержены пожилые люди в возрасте от 55 лет и беременные женщины.
Какие есть методы лечения?
Для лечения заболевания используются противовирусные препараты, наружные кремы и мази. Одновременно с противовирусной терапией используются иммунотропные средства, интерфероны и их индукторы. При необходимости доктор может назначить обезболивающие средства.
Может ли опоясывающий герпес появиться на теле повторно?
Да, при слабом иммунитете, а также у людей в возрасте заболевание может возникнуть повторно.
Может ли заболевание появиться у человека, вакцинированного от ветряной оспы?
Такие случаи происходят достаточно редко, но это возможно.