Стригущий лишай

Стригущий лишай (трихомикоз, трихофития головы, микроспория) – инфекционное заболевание поражающее волосистую часть головы, бороду, усы и брови. Название "стригущий лишай" является метафорическим и указывает на преимущественное поражение волосистых частей, хотя иногда затрагивается и гладкая кожа. Более корректным является термин трихомикоз, объединяющий и объект и агент поражения.

Проблема вызвана паразитическими грибами-дерматомицетами семейства Trichophyton и Microsporum. В соответствии с названиями грибков-возбудителей, в медицинской терминологии данный трихомикоз разделяют на Трихофитию и Микроспорию. Оба имеют высокую контагиозность (заражающую способность) и могут вызывать существенные клинические симптомы.

В зависимости от места и глубины поражения, а также грибка-возбудителя и особенностей течения болезни, стригущий лишай может иметь разные клинические проявления. Чаще всего он бывает поверхностным, поражающим только волосы, но в некоторых случаях наблюдаются и гнойничковые, а также тяжелые воспалительные поражения.

Причины развития стригущего лишая

Носителями и источниками заболевания чаще всего являются дети младшего и среднего возраста (3-12 лет), а также животные – коты и собаки. Заражение всегда происходит при непосредственном контакте или через одежду и предметы гигиены (головные уборы, полотенца, постельное белье). Заражение от животных встречается чаще, и как правило, протекает в более тяжелой форме.

Некоторое время грибок может находиться в организме в неактивном состоянии и никак себя не проявлять. Переход в активную фазу может произойти из-за нарушений иммунитета вследствие заболеваний эндокринной системы, стресса, недостатка витаминов, тяжелой работы в неблагоприятных условиях, несоблюдения санитарно-гигиенических правил. Вышеуказанные причины способствуют также более быстрому распространению грибка по поверхности кожи или вглубь, с током лимфы и крови.

Симптомы стригущего лишая

Как уже говорилось выше, заразиться стригущим лишаем можно от животного или человека. Независимо от источника заражения, заболевание может протекать в острой или хронической форме. В первом случае инкубационный период составляет 1 неделю, во втором – около 6 недель.

Симптоматика может быть явной или слабовыраженной. В случае рецидива, симптомы, как правило проявляются остро и уменьшаются по мере течения болезни. На волосистых частях и закрытых участках кожи появляются очаги красных кольцевидных и несильно зудящих пятен в виде "медальонов", с четко очерченными краями, размером около 2 см. Затем на их месте образуются пузырьки, которые со временем лопаются и превращаются в сухую шелушащуюся корку. Возможно периферическое разрастаниеочагов в виде "кольца в кольце" до пятен размером 5-7 см. При хроническом течении, четкость очертаний воспалительных очагов может быть утрачена.

Когда иммунная система человека работает должным образом, она самостоятельно справляется с возбудителем болезни, не допустив его активности. Спровоцировать же развитие болезни может:

• неустойчивая водно-липидная мантия, наличие на коже микротравм;
  • продолжительный контакт с источником заражения;
  • высокая температура и влажность воздуха;
  • авитаминоз;
  • обострение хронических болезней.

Лечение стригущего лишая

Стригущий лишай является одним из вариантов из огромного числа грибковых поражений кожи и ее придатков (волос, ногтей, сальных и потовых желез). Поэтому диагноз устанавливается не только на основании клинической картины, но и обязательного проведения люминесцентного (аппаратного) исследования, микроскопии патологического материала, а также выделения и идентификации возбудителя в микробиологической лаборатории.

Для терапии используется целый комплекс мероприятий, включающий применение активных наружных средств и системных препаратов. Под системными препаратами понимают такие лекарства, которые различными путями вводятся в организм, и далее распространяются по кровеносному руслу, достигая пораженных тканей. Как правило, используется эффективная комбинация антимикотических, гипосенсибилизирующих и антигистаминных средств.

Лечение и профилактика стригущего лишая довольно сложная медицинская и социальная задача. В большинстве случаев она связана с нежеланием пациентов устранить контакт с больным животным, несоблюдение правил гигиены, или же наличие какого-нибудь хронического заболевания.

# ПроцедураПродолжительность, минЦена, грн
8 Первичная консультация врача-трихолога с проведением цифровой трихоскопии45750
9 Повторная консультация врача-трихолога30450
10 Повторная трихоскопия30450
11 Дерматоскопия в поляризованном свете Dermlite (до 5 новообразований)30450
12 Дерматоскопия в поляризованном свете Dermlite, всего тела451200
1 Цифровая электронная дерматоскопия FotoFinder (1-3 образования)
(консультация врача дерматолога Высшей категории К.М.Н., с фотофиксацией образований)
4 Цифровая электронная дерматоскопия FotoFinder (4-8 образований)
# Вид исследования (1 участок)Продолжительность, суткиЦена, грн
1 Исследование на паразитарные грибы (микроскопия элементов гриба)3190
2 Микробиологическое исследование биологического материала на грибковую флору с определением чувствительности к противогрибковым препаратам10480
3 Микробиологическое исследование биологического материала с определением чувствительности к антибактериальным препаратам7480
4 Микробиологическое исследование биологического материала на стафилококк с определением чувствительности к антибактериальным препаратам7460
5 Микробиологическое исследование чешуек кожи на грибковую флору из очагов поражения, содержимого или гнойного отделения папул (везикул)10480
6 Микробиологическое исследование волос на грибковую флору с определением чувствительности к противогрибковым препаратам10480
7 Забор биологического материала врачом1 участок50

© Автор: Кандидат медицинских наук, врач-дерматовенеролог высшей категории Перехрестенко Андрей Петрович

Часто задаваемые вопросы о стригущем лишае

Как не допустить распространение стригущего лишая в семье, если заболел ребенок?
В качестве профилактики необходимо минимизировать непосредственный контакт с людьми или животными, у которых наблюдаются какие-либо кожные проявления.
В любом случае и всегда, нужно использовать отдельные постельные принадлежности и полотенце, всегда мыть руки после контакта с больным или его вещами. Прикасаясь к местам поражения, следует надевать одноразовые перчатки.
Как диагностируют заболевание?
Диагностика стригущего лишая происходит с использованием лампы Вуда. Под ее светом воспаленные участки кожи подсвечиваются зеленым цветом. Дополнительно могут быть назначены посевы или микроскопические исследования.
Кто находится в группе риска?
Больше всех рискуют заболеть трихомикозом дети, ведь они чаще всего контактируют с животными. Детская кожа не имеет плотного рогового слоя и водно-липидного барьера, что многократно увеличивает вероятность заражения.