Красный плоский лишай

Красный плоский лишай (КПЛ) — воспалительное заболевание кожи, слизистых оболочек и ногтей, которое проявляется мономорфными высыпаниями в виде полигональных узелков (папул). Природа патологического процесса достоверно не установлена, но большинство ученых склоняется к тому, что это мультифакторное заболевание вследствие генетических аномалий и ряда других как внутренних, так и внешних причин. Часто начало развития красного плоского лишая связывается с поражением организма вирусным гепатитом, герпесом, бактериальной инфекцией, нейрогенными нарушениями, и даже с использованием некоторых стоматологических материалов и лекарств.

Красный плоский лишай обычно начинается остро, иногда с повышением температуры тела и быстрым появлением высыпаний, которые захватывают все большие участки тела. С такой же относительно высокой скоростью заболевание может и регрессировать, однако чаще всего оно приобретает хроническое течение.

При появлении КПЛ на коже образуются плоские розовато-серые узелки диаметром от 2 до 5 мм, иногда с пупкообразным вдавлением в центре, поверхность которых отличается блеском. Эти особенности высыпаний лучше видны в боковом свете либо при смачивании поверхности кожи водой или вазелиновым маслом. Пациентов беспокоит интенсивный зуд.

Характерно, что высыпания могут распространяться по всему телу, кроме лица. Папулы могут группироваться и образовывать небольшие бляшки, которые могут быть покрыты чешуйками. По периферии бляшек обычно образуются новые папулы. Если красный лишай поражает слизистую оболочку рта (случается примерно в 30% случаев), в ней появляются папулы молочно-белого цвета. Они не блестят и не возвышаются над поверхностью пораженного участка. Высыпания могут быть как единичными, так и множественными, покрывающими большие участки тела.

Назначение лечения при КПЛ всегда сложная задача для врача, и в основном потому, что не существует достоверной информации о причинах и механизме развития заболевания. Поэтому тактика лечения красного лишая определяется индивидуальными клиническими проявлениями, с учетом предполагаемой причины и факторов риска, сопутствующих хронических заболеваний, предыдущего лечения и д.т. Прогноз при правильно побранном лечении — благоприятный.

# ПроцедураПродолжительность, минЦена, грн
8 Дерматоскопия в поляризованном свете Dermlite (до 5 новообразований)30450
9 Дерматоскопия в поляризованном свете Dermlite, всего тела451200
1 Цифровая электронная дерматоскопия FotoFinder (1-3 образования)
(консультация врача дерматолога Высшей категории К.М.Н., с фотофиксацией образований)
4 Цифровая электронная дерматоскопия FotoFinder (4-8 образований)
# Вид исследования (1 участок)Продолжительность, суткиЦена, грн
1 Исследование на демодекоз (Demodex follicullorum)3190
2 Исследование на паразитарные грибы (микроскопия элементов гриба)3190
3 Микробиологическое исследование биологического материала на грибковую флору с определением чувствительности к противогрибковым препаратам10480
4 Микробиологическое исследование биологического материала с определением чувствительности к антибактериальным препаратам7480
5 Микробиологическое исследование биологического материала на стафилококк с определением чувствительности к антибактериальным препаратам7460
6 Микробиологическое исследование содержания ногтевого кармана с определением чувствительности к антибактериальным препаратам7460
7 Микробиологическое исследование чешуек кожи на грибковую флору из очагов поражения, содержимого или гнойного отделения папул (везикул)10480
8 Микробиологическое исследование волос на грибковую флору с определением чувствительности к противогрибковым препаратам10480
9 Микробиологическое исследование ногтевых пластин на грибковую флору с определением чувствительности к противогрибковым препаратам10480
10 Забор биологического материала врачом1 участок50

© Автор: Врач дермато-онколог, дерматолог-косметолог, специалист в области лазерных технологий Васильева Ирина Владимировна

Красный плоский лишай. Часто задаваемые вопросы

На каких участках ротовой полости появляется красный пл. лишай?
Папулы обычно локализуется на внутренней поверхность щек по линии зубов, реже встречаются случаи поражения языка, десен и неба. Элементы имеют серовато-белый цвет, имеют тусклую поверхность, чем выделяются на фоне ярко-красной и блестящей слизистой оболочки рта.
Как выглядит красный пл. лишай на ногтевых пластинах?
При поражении ногтевых пластин на них появляются борозды, углубления, участки помутнения. Ногти становятся более тонкими, полностью или частично разрушаются.
Почему красный пл. лишай может появиться у ребенка?
У детей плоский лишай встречается только в 4% случаев, и чаще поражает слизистую. У подростков заболевание может возникнуть при метаболических нарушениях, например, сахарном диабете. Поэтому, при подозрении на заболевание, необходимо комплексное обследование.
К кому обратиться при подозрении на красный плоский лишай?
Диагностировать красный плоский лишай может только врач дерматовенеролог. В большинстве случаев диагноз ставится после сбора анамнеза и визуального осмотра. Дополнительные исследования назначаются только в сомнительных случаях, когда нужно отличить красный лишай от других заболеваний кожи и слизистой. В таком случае проводится гистологическое исследование.
Какие участки тела поражает кр. плоский лишай?
Красный плоский лишай чаще появляется на запястьях, предплечьях, поверхности голени, в районе крестца, половых органах у мужчин, туловище. Если заболевание поражает кожу волосистой части головы — возможно облысение.