Красный плоский лишай

Красный плоский лишай (КПЛ) — воспалительное заболевание кожи, слизистых оболочек и ногтей, которое проявляется мономорфными высыпаниями в виде полигональных узелков (папул). Природа патологического процесса достоверно не установлена, но большинство ученых склоняется к тому, что это мультифакторное заболевание вследствие генетических аномалий и ряда других как внутренних, так и внешних причин. Часто начало развития красного плоского лишая связывается с поражением организма вирусным гепатитом, герпесом, бактериальной инфекцией, нейрогенными нарушениями, и даже с использованием некоторых стоматологических материалов и лекарств.

Красный плоский лишай обычно начинается остро, иногда с повышением температуры тела и быстрым появлением высыпаний, которые захватывают все большие участки тела. С такой же относительно высокой скоростью заболевание может и регрессировать, однако чаще всего оно приобретает хроническое течение.

При появлении КПЛ на коже образуются плоские розовато-серые узелки диаметром от 2 до 5 мм, иногда с пупкообразным вдавлением в центре, поверхность которых отличается блеском. Эти особенности высыпаний лучше видны в боковом свете либо при смачивании поверхности кожи водой или вазелиновым маслом. Пациентов беспокоит интенсивный зуд.

Характерно, что высыпания могут распространяться по всему телу, кроме лица. Папулы могут группироваться и образовывать небольшие бляшки, которые могут быть покрыты чешуйками. По периферии бляшек обычно образуются новые папулы. Если красный лишай поражает слизистую оболочку рта (случается примерно в 30% случаев), в ней появляются папулы молочно-белого цвета. Они не блестят и не возвышаются над поверхностью пораженного участка. Высыпания могут быть как единичными, так и множественными, покрывающими большие участки тела.

Назначение лечения при КПЛ всегда сложная задача для врача, и в основном потому, что не существует достоверной информации о причинах и механизме развития заболевания. Поэтому тактика лечения красного лишая определяется индивидуальными клиническими проявлениями, с учетом предполагаемой причины и факторов риска, сопутствующих хронических заболеваний, предыдущего лечения и д.т. Прогноз при правильно побранном лечении — благоприятный.

# ОбластьПродолжительность, минЦена, грн
8 Дерматоскопия в поляризованном свете Dermlite (до 5 новообразований)30450
9 Дерматоскопия в поляризованном свете Dermlite, всего тела451200
1 Цифровая электронная дерматоскопия FotoFinder (1-3 образования)
(консультация врача дерматолога Высшей категории К.М.Н., с фотофиксацией образований)
4 Цифровая электронная дерматоскопия FotoFinder (4-8 образований)
# Вид исследования (1 участок)Продолжительность, суткиЦена, грн
1 Исследование на демодекоз (Demodex follicullorum)3190
2 Исследование на паразитарные грибы (микроскопия элементов гриба)3190
3 Микробиологическое исследование биологического материала на грибковую флору с определением чувствительности к противогрибковым препаратам10480
4 Микробиологическое исследование биологического материала с определением чувствительности к антибактериальным препаратам7480
5 Микробиологическое исследование биологического материала на стафилококк с определением чувствительности к антибактериальным препаратам7460
6 Микробиологическое исследование содержания ногтевого кармана с определением чувствительности к антибактериальным препаратам7460
7 Микробиологическое исследование чешуек кожи на грибковую флору из очагов поражения, содержимого или гнойного отделения папул (везикул)10480
8 Микробиологическое исследование волос на грибковую флору с определением чувствительности к противогрибковым препаратам10480
9 Микробиологическое исследование ногтевых пластин на грибковую флору с определением чувствительности к противогрибковым препаратам10480
10 Забор биологического материала врачом1 участок50

Красный плоский лишай. Часто задаваемые вопросы

✔ На каких участках ротовой полости появляется красный пл. лишай?
Папулы обычно локализуется на внутренней поверхность щек по линии зубов, реже встречаются случаи поражения языка, десен и неба. Элементы имеют серовато-белый цвет, имеют тусклую поверхность, чем выделяются на фоне ярко-красной и блестящей слизистой оболочки рта.
✔ Как выглядит красный пл. лишай на ногтевых пластинах?
При поражении ногтевых пластин на них появляются борозды, углубления, участки помутнения. Ногти становятся более тонкими, полностью или частично разрушаются.
✔ Почему красный пл. лишай может появиться у ребенка?
У детей плоский лишай встречается только в 4% случаев, и чаще поражает слизистую. У подростков заболевание может возникнуть при метаболических нарушениях, например, сахарном диабете. Поэтому, при подозрении на заболевание, необходимо комплексное обследование.
✔ К кому обратиться при подозрении на красный плоский лишай?
Диагностировать красный плоский лишай может только врач дерматовенеролог. В большинстве случаев диагноз ставится после сбора анамнеза и визуального осмотра. Дополнительные исследования назначаются только в сомнительных случаях, когда нужно отличить красный лишай от других заболеваний кожи и слизистой. В таком случае проводится гистологическое исследование.
✔ Какие участки тела поражает кр. плоский лишай?
Красный плоский лишай чаще появляется на запястьях, предплечьях, поверхности голени, в районе крестца, половых органах у мужчин, туловище. Если заболевание поражает кожу волосистой части головы — возможно облысение.

© Автор: Врач дермато-онколог, дерматолог-косметолог, специалист в области лазерных технологий Васильева Ирина Владимировна