Дерматиты и экзема

Дерматит и экзема — воспалительные заболевания кожи, которые возникают вследствие воздействия на нее различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов. В большинстве случаев воспалительный процесс обусловлен неадекватно измененными иммунными реакциями организма в ответ на некоторые раздражители. В связи с этим, эта группа кожных патологий также часто называется аллергодерматозами. В структуре заболеваний кожи в Украине аллергодерматозы являются самыми распространенными, составляя около 20% от всей дерматологических заболеваний. По характеру протекания аллергодерматозы делятся на острые (до двух месяцев) и хронические (более 2 месяцев).

В зависимости от механизма патогенного влияния на кожу неблагоприятные факторы разделяют на безусловные (облигатные) и условные (факультативные). Безусловные раздражители всегда вызывают воспалительную ответную реакцию при условии достаточно сильного и длительного воздействия: механическое трение, обморожение, ожог, УФ и ионизирующее облучение в больших дозах, попадание на кожу щелочей и кислот, а также некоторых лекарственных, моющих и дезинфицирующих средств. Условные или факультативные раздражители становятся причиной сенсибилизации, т.е. повышенной чувствительности к определенным веществам, которые при попадании на кожу в любых количествах вызовут аллергическую реакцию.

Дерматиты — это группа острых воспалительных заболеваний кожи, вызываемая внешними раздражителями на фоне общего ослабления иммунной системы организма (уже имеющаяся сенсибилизация, наличие в организме источника хронической инфекции, нарушение обмена веществ, нервное истощение, неправильный режим питания и сна). Нередко дерматит вылечивается, или проходит самостоятельно, если правильно определить и устранить раздражитель.

В современной дерматологии насчитывается более десятка разновидностей дерматита, среди которых сухой, контактный, атопический, себорейный и пр. Главные признаки заболевания – покраснение, сильный зуд и шелушение кожи на пораженном участке. В запущенных случаях возможно появление отечностей и сильных болей.

Экзема — это хроническое рецидивирующее заболевание, проявляющееся склонностью к воспалительным процессам в поверхностных слоях кожи. Ее появление или рецидив обусловлены повышением чувствительности организма к отдельным аллергенам или наличием ослабленного или аллергического состояния у больного. Признаками экземы являются шелушение, зуд и болезненность, припухание и отечность кожи, и даже волдыри и трещины. Заболевание часто бывает наследственным и напрямую связанным со стрессами, аллергиями и астмой.

# ОбластьПродолжительность, минЦена, грн
8 Консультация врача трихолога30450
9 Консультация врача трихолога с проведением трихоскопічного исследования45750
10 Повторная трихоскопия30450
11 Дерматоскопия в поляризованном свете Dermlite (до 5 новообразований)30450
12 Дерматоскопия в поляризованном свете Dermlite, всего тела451200
1 Карта родинок (FotoFinder)
(обнаруживает новые и измененные кожные поражения на всем теле)
(консультация врача дерматолога Высшей категории К.М.Н., с фотофиксацией образований)
4 Цифровая электронная дерматоскопия FotoFinder (1-3 образования)
5 Цифровая электронная дерматоскопия FotoFinder (4-8 образований)
# Вид исследования (1 участок)Продолжительность, суткиЦена, грн
1 Исследование на демодекоз (Demodex follicullorum)3190
2 Исследование на паразитарные грибы (микроскопия элементов гриба)3190
3 Микробиологическое исследование биологического материала на грибковую флору с определением чувствительности к противогрибковым препаратам10480
4 Микробиологическое исследование биологического материала с определением чувствительности к антибактериальным препаратам7480
5 Микробиологическое исследование биологического материала на стафилококк с определением чувствительности к антибактериальным препаратам7460
6 Микробиологическое исследование содержания ногтевого кармана с определением чувствительности к антибактериальным препаратам7460
7 Микробиологическое исследование чешуек кожи на грибковую флору из очагов поражения, содержимого или гнойного отделения папул (везикул)10480
8 Микробиологическое исследование волос на грибковую флору с определением чувствительности к противогрибковым препаратам10480
9 Микробиологическое исследование ногтевых пластин на грибковую флору с определением чувствительности к противогрибковым препаратам10480
10 Забор биологического материала врачом1 участок50

Дерматиты и экзема. Часто задаваемые вопросы

✔ Почему появляется дерматит?
Главная причина развития заболевания – длительный (или не очень) контакт с раздражителем. Как быстро болезнь даст о себе знать зависит от состояния иммунитета или наличия сенсибилизации (гиперчувствительности) к определенным веществам. Также стоит учитывать наследственную предрасположенность, нарушения гормонального фона, последствия длительного приема антибиотиков, дефицит в организме минеральных веществ и витаминов, аутоимунные заболевания, образ жизни человека.
✔ Как избежать появления дерматита и экземы?
Лучшая профилактика появления дерматита – ведение здорового образа жизни, избегание переутомлений и стресса, полноценный сон и питания. Также рекомендуется раз в год посещать дерматолога для проведения профилактического осмотра.
✔ Что делать, если появился дерматит или экзема?
При первых признаках любого воспаления на коже нужно сразу же обратиться к дерматовенерологу. Специалист осмотрит пораженный участок с помощью дерматоскопа, соберет анамнез и выяснит природу возникновения патологии, чтобы убрать раздражитель и спланировать эффективное лечение.
✔ Как лечатся дерматит и экзема?
Первый шаг к выздоровлению – устранения раздражителя/аллергена. Второй – снятие симптомов с помощью приема антигистаминных препаратов, использования противовоспалительных мазей и кремов, обработки пораженных участков антисептическими средствами (при наличии язв и волдырей). Если причиной заболевания стала пищевая аллергия – назначается диета.

© Автор: Врач дерматовенеролог, дерматолог-косметолог, специалист в области лазерных технологий Драганова Наталья Анатольевна

Жанна (29.12.20)
Давно страдаю от дерматитов, еще с молодости. Малейший стресс или переутомление и сразу кожа краснеет, начинает шелушиться, появляется зуд. Когда заболевание появилось впервые, я не обратила особого внимания, думала само пройдет. Но потом появились трещины и волдыри, и все-таки пришлось обратиться к доктору. Проходила лечение во многих клиниках. Могу сказать, что Brenner Laser Clinic одна из лучших. Порадовал профессионализм дерматолога Перехрестенко А.П. Он почти моментально определил проблему, но все необходимые анализы все равно сделали, чтобы быть уверенными. Андрей Петрович назначил мне мягкое, но эффективное лечение и, конечно же, посоветовал беречь себя и лишний раз не нервничать. Спасибо вам!