Актинический кератоз

Актинический кератоз (keratosis senilis); синонимы: старческий, возрастной, солнечный кератоз — предраковое заболевание кожи, вызванное длительным интенсивным воздействием на кожу солнечного света. На коже, чаще всего солнечный кератоз имеет вид небольшого, плотного, круглой или овальной формы, с шершавой поверхностью, воспалительного очага — кератомы. Очаг кератоза обычно не заживает на протяжении длительного времени и со временем покрывается прозрачной или желтоватой чешуйкой. При отделении чешуйки на очаге может появиться капелька крови.

Диагностика и лечение актинического кератоза

Актинический кератоз рассматриваются как ранний интраэпидермальный предшественник плоскоклеточного рака кожи, cancer in situ. Единичные или множественные очаги воспаления чаще возникают у белых мужчин, в возрасте после 50-ти лет. Появляется новообразование чаще всего на лице, шее, верхних конечностях, залысинах, то есть участках, на которые чаще всего воздействуют солнечные лучи. Иногда у людей, которые любят много загорать, новообразование может появиться и на других участках тела — на спине, груди или ногах.

Актинический кератоз на носу
Старческий кератоз на руке
Солнечный кератоз на голове

Актинический кератоз — заболевание к которому следует относиться очень серьезно, так как при отсутствии адекватной терапии примерно в 20% случаев, в одном или нескольких очагах возможно злокачественное перерождение. Поэтому, как можно более ранняя диагностика и назначение лечения способствуют благоприятному прогнозу. В клинике доктора Бреннера достоверный диагноз ставится на основании эпилюминесцентной увеличительной дерматоскопии на лучшем в мире цифровом электронном дерматоскопе Fotofinder (производства Германия).

Прием медикаментов позволит облегчить течение заболевания, снизить симптоматику и риск развития новообразований в будущем. Но существующие очаги кератоза лучше удалить. Это особенно важно, если есть большой риск перерождения в злокачественную опухоль.

Профилактика развития старческого кератоза

Придерживаясь ряда простых рекомендаций, можно существенно снизить риск развития солнечного кератоза или не допустить его перерождения в плоскоклеточный рак кожи.

1. Избегайте открытых солнечных лучей в период с 11 утра до 3 часов дня.

2. Старайтесь закрывать от солнца открытые участки тела – носите шляпы, брюки и длинные юбки.

3. Перед выходом на улицу используйте солнцезащитный крем с защитой 30 и выше.

4. Откажитесь от посещения соляриев.

5. Самостоятельно осматривайте кожу минимум раз в месяц. Раз в квартал рекомендуется посещать дерматоонколога для более тщательного осмотра.

# Консультации специалистовПродолжительность, минЦена, грн
1 Консультация врача дерматовенеролога, дерматокосметолога30750
2 Повторная консультация врача дерматовенеролога, дерматокосметолога30550
3 Консультация врача дерматовенеролога высшей категории, кандидата мед. наук30900
4 Повторная консультация врача дерматовенеролога высшей категории, кандидата мед. наук30650
5 Консультация врача дерматохирурга, онкохирурга, высшей категории,кандидата мед. наук30900
7 Повторная консультация врача-трихолога30650
8 Дерматоскопия в поляризованном свете Dermlite (до 5 новообразований)30750
9 Дерматоскопия в поляризованном свете Dermlite, всего тела452400
12 Сокращенная консультация врача перед процедурой удаления папиллом, сосудов и бородавок15200
# Цифровая электронная дерматоскопияДлительность, минЦена, грн
1 Карта родинок (FotoFinder)
(обнаруживает новые и измененные кожные поражения на всем теле)
(консультация врача дерматолога высш. категории, К.М.Н., с фотофиксацией образований)
4 Цифровая электронная дерматоскопия FotoFinder (1-3 образования)
5 Цифровая электронная дерматоскопия FotoFinder (4-8 образований)
(консультация врача дерматолога высш. категории, КМН, с фотофиксацией образований)
# Радиоволновое удаление и гистологическое исследование новообразований кожиКоличествоЦена, грн
1 Радиоволновая вапоризация новообразований кожи, 1-й класс сложности1 образование от 650
2 Радиоволновая вапоризация в новообразований кожи, 2-й класс сложности1 образование от 850
3 Радиоволновая вапоризация в новообразований кожи, 3-й класс сложности1 образованиеот 1000
4 Гистологическое исследование удаленных тканей1 образование850
5 Шейв биопсия (туловище, конечности)1 образование700
6 Шейв биопсия (голова, шея, половые органы)1 образование800
7 Панч биопсия новообразования1 образование1500
8 Панч биопсия воспалительных дерматозов1 зона1500
9 Панч биопсия волосистой части головы1 зона1900
10 Местная анестезия1 образование150

© Автор: Кандидат медицинских наук. Врач-хирург, онкохирург, эндокринный хирург Ткаченко Римма Петровна

Актинический кератоз. Часто задаваемые вопросы

Есть ли люди больше других подверженные к образованию на коже актинического кератоза?
Да, в зоне риска находятся люди со светлой кожей, волосами и глазами (а также рыжеволосые), которые часто обгорают на солнце. Их кожа более восприимчива к повреждающему воздействию ультрафиолета, чем кожа смуглых людей.
Что кроме солнца может стимулировать развитие опухоли?
Актинический кератоз нередко встречается у людей с сильно пониженным иммунитетом — на фоне длительного приема сильнодействующих иммуносупрессивных препаратов (подавляющих отторжение трансплантата) после пересадки органов; при онкозаболеваниях, ревматоидном артрите, ВИЧ инфицировании.
Какая профилактика появления актинического кератоза?
Чтобы избежать появления новообразования, рекомендуется не находиться под солнцем в часы его наиболее активного воздействия и ОБЯЗАТЕЛНО пользоваться солнцезащитными кремами.
Может ли актинический кератоз пройти само?
Да, иногда может. У части больных отказавшихся от загара и защищающих кожу от ультрафиолета возможен регресс заболевания. Но, к сожалению, в большинстве случаев актинический кератоз самостоятельно не проходит.
Может ли актинический кератоз превратиться в рак кожи?
Да, актинический кератоз часто называют предшественником рака кожи. Существует риск, что спустя годы опухоль может трансформироваться в плоскоклеточный рак кожи, с неконтролируемым ростом и метастазами.
Дмитрий В. (25.11.22) StarStarStarStarStar
У меня сформировалась хорошее мнение о клинике доктора Бреннера. Большую благодарность выражаю Ткаченко Римме Петровне за то, что вылечила меня от актинического кератоза. Ее подход и квалификация достойны наивысших похвал. Теперь рекомендую ваше учреждение всем знакомым. Спасибо!
Администратор BrennerClinic
Дмитрий, спасибо, что поделились своими впечатлениями! Мы рады, что лечение актинического кератоза у Риммы Петровны имело положительный результат. Благодарим за рекомендации нашей клиники. Будем рады видеть Вас по более приятному случаю, но и не забывайте о профилактических осмотрах хотя бы раз в год.
Сергей (19.10.22) StarStarStarStarStar
Рад, что обратился к Андрею Петровичу. Грамотный врач, смог мне помочь с кератомой. Рекомендую!
Администратор BrennerClinic
Сергей, спасибо за отзыв! Мы рады пройти с Вами этот путь к выздоровлению. Надеемся кератоз Вас больше не побеспокоит. Старайтесь придерживаться рекомендаций врача – избегайте открытого солнца в часы его наибольшей активности и используйте солнцезащитный крем с высоким уровнем защиты. И будьте здоровы!
Евгения (13.09.22) StarStarStarStarStar
Несколько лет назад на коже лба появилось розовое пятно. Со временем оно выросло и достигло размера 1.4 см в диаметре. Обратилась к специалисту клиники доктора Бреннера. Был поставлен диагноз – актинический кератоз. Причиной заболевания стал избыток ультрафиолета. У меня очень загорелая кожа, я часто провожу время на открытом солнце. Доктор Ирина Владимировна заверила, что лечение откладывать нельзя, потому что актинический кератоз часто преобразуется в плоскоклеточную карциному кожи. Существующие очаги заболевания удалили через пару дней. Также доктор назначила медикаментозное лечение актинической кератомы, чтобы снизит риск появления новообразования в будущем. На сегодняшний день меня ничего не беспокоит. К доктору прихожу раз в полгода на осмотр, чтобы убедиться, что с моей кожей все в порядке. Клинику рекомендую к посещению. По моему мнению, здесь работают лучшие дерматологи в Киеве!
Администратор BrennerClinic
Евгения, благодарим за теплый отзыв. Мы рады были помочь Вам в решении такой деликатной проблемы, как предраковое заболевание кожи. Вы очень вовремя к нам обратились. Берегите себя и свою кожу. Мы рады, что Вы следуете рекомендациям доктора и регулярно приходите на осмотры. Здоровья Вам!