Аллергический дерматит (крапивница)

Аллергический дерматит (крапивница) – полиэтиологическое заболевание кожи, сопровождающееся внезапной специфической (уртикарной) сыпью с быстрым распространением, а также сильным зудом. Заболевание может иметь как острый, так и хронический характер и длиться от нескольких часов до нескольких недель или месяцев.

Согласно современным представлениям, причиной острой крапивницы являются иммунологические реакции антиген-антитело немедленного типа, в результате которой из лизосом поврежденных клеток высвобождается большое количество медиаторов воспаления (гистамин, ацетилхолин, серотонин, цитокины). Эти биологически сверхактивные вещества резко повышают проницаемость сосудов, что в свою очередь приводит к отеку тканей и появлению специфической розово-красной сыпи – уртики, напоминающей на коже следы от контакта с крапивой.

Провоцирующими острую аллергическую реакцию факторами могут быть вещества экзогенного происхождения вызывающие сенсибилизацию (гиперчувствительность): некоторые лекарственные вещества, укусы насекомых, соединения металлов, латекс, бытовая химия, косметика и парфюмерия (иногда даже зубная паста), контакты с животными, синтетическая одежда и материалы, а также растения (борщевик, амброзия).

Причиной хронической крапивницы обычно становятся аллергены внутреннего происхождения, нередко возникающие при инфекциях (инфекционная аллергия, глистная инвазия) и некоторых внутренних заболеваниях (нарушении функции почек и/или органов пищеварения). Нередко заболевание имеет аутоиммунную природу. Так в семьях, где ребенок страдает от крапивницы, скорее всего есть родственники с аутоиммунными заболеваниями. В виде крапивницы могут проявляться также болезни щитовидной железы или не санированные очаги хронической инфекции.

Еще одна особая форма заболевания – механическая крапивница. Может возникнуть при сильном механическом воздействии (например, при сдавливании руки во время измерения артериального давления). Заболевание может проявиться под воздействием низких и высоких температур: при контакте с холодом (например, со при зимних развлечениях со снегом) или после посещения пляжа.

Симптомы острой формы – появление волдырей неровной формы, зуд и сильный дискомфорт в месте поражения. Хроническая форма проявляется в виде пятен, которые могут не чесаться, но все же мешать нормальной жизни. В некоторых случаях неожиданно возникшая крапивница может угрожать жизни. Острый ограниченный отек на участке лица, гортани и языка (отек Квинке) может стать причиной асфиксии, и поэтому требует неотложных мер (трахеостомии).

Крапивницу лечит дерматовенеролог. После осмотра пораженных участков, врач выдает направление на анализы, необходимых для выявления природы заболевания и дальнейшего лечения. В зависимости от выявленного или не определенного источника, при дальнейшем лечении может понадобиться осмотр и диагностика других специалистов.

Залог успеха в лечении крапивницы – устранение контакта с аллергеном, дезинтоксикационная и терапия и применение гипосенсибилизирующих средств. Также возможно назначение гипоаллергенной диеты.

# ОбластьПродолжительность, минЦена, грн
8 Дерматоскопия в поляризованном свете Dermlite (до 5 новообразований)30450
9 Дерматоскопия в поляризованном свете Dermlite, всего тела451200
1 Карта родинок (FotoFinder)
(обнаруживает новые и измененные кожные поражения на всем теле)
(консультация врача дерматолога Высшей категории К.М.Н., с фотофиксацией образований)
4 Цифровая электронная дерматоскопия FotoFinder (1-3 образования)
5 Цифровая электронная дерматоскопия FotoFinder (4-8 образований)
# Вид исследования (1 участок)Продолжительность, суткиЦена, грн
1 Исследование на демодекоз (Demodex follicullorum)3190
2 Исследование на паразитарные грибы (микроскопия элементов гриба)3190
3 Микробиологическое исследование биологического материала на грибковую флору с определением чувствительности к противогрибковым препаратам10480
4 Микробиологическое исследование биологического материала с определением чувствительности к антибактериальным препаратам7480
5 Микробиологическое исследование биологического материала на стафилококк с определением чувствительности к антибактериальным препаратам7460
6 Микробиологическое исследование содержания ногтевого кармана с определением чувствительности к антибактериальным препаратам7460
7 Микробиологическое исследование чешуек кожи на грибковую флору из очагов поражения, содержимого или гнойного отделения папул (везикул)10480
8 Микробиологическое исследование волос на грибковую флору с определением чувствительности к противогрибковым препаратам10480
9 Микробиологическое исследование ногтевых пластин на грибковую флору с определением чувствительности к противогрибковым препаратам10480
10 Забор биологического материала врачом1 участок50

Аллергический дерматит (крапивница). Часто задаваемые вопросы

✔ Что нельзя делать при подозрении на крапивницу?
При подозрении на крапивницу не стоит самостоятельно ставить себе диагноз и принимать антигистаминные препараты. Чтобы получить правильное лечение, нужно определить природу заболевания, что может сделать только квалифицированный и опытный врач.
✔ Какие осложнения у крапивницы?
Запущенная крапивница может перерасти в бронхиальную астму, отек Квинке, анафилактический шок, миокардит, гнойное поражение кожи.
✔ Какие анализы нужно сдавать?
Кожные аллергопробы, печеночные пробы, общий и биохимический анализы крови, анализ на ТТГ. Выбор дальнейших анализов зависит от выявленных симптомов.
✔ Какая профилактика заболевания?
Прежде всего необходимо знать, что крапивница имеет склонность к рецидивам. Поэтому после излечения от крапивницы необходимо соблюдать здоровый образ жизни, придерживаться правильного питания и отслеживать реакцию организма на различные аллергены и раздражители.

© Автор: Кандидат медицинских наук, врач-дерматовенеролог высшей категории Перехрестенко Андрей Петрович

Эмма (07.12.20)
Никогда бы не подумала, что крапивница может появиться из-за духов. Месяцами искала причину, а когда отчаялась обратилась в клинику доктора Бреннера. Меня отравили на аллергопробы и каким же было мое удивление! После того, как перестала использовать духи, волдыри начали быстро проходить, но я все же пользовалась и мазью, чтобы ускорить эффект. Удалось обойтись без приема таблеток. Очень рада, что избавилась от крапивницы. Никогда раньше не страдала от дерматологических заболеваний, поэтому для меня это был тихий ужас! Спасибо!