Себорейный дерматит

Себорейный дерматит (синонимы: себорея, себорейная экзема) — хроническое рецидивирующее заболевание, которое связано с нарушением функции сальных желез и изменением состава их секрета – кожного сала.

Болеют себорейным дерматитом люди обоих полов, преимущественно в возрасте от 15 до 50-ти лет. При однократном появлении, заболевание остается с человеком на всю жизнь. Но если знать о причинах возникновения и обострения болезни, и как с ней бороться, себорейный дерматит может перейти в состояние ремиссии и не беспокоить в течение всей жизни.

Причины развития заболевания: наследственная предрасположенность и гормональные нарушения сопровождающиеся увеличением продукции андрогенов и уменьшением количества эстрогенов. Значительную роль могут играть и другие нарушения эндокринной системы (заболевания щитовидной железы, органов малого таза у женщин, нарушением менструального цикла), желудочно-кишечного тракта (гастрит, язва, эзофагит), сильные стрессы. Определенное отношение к развитию себорейного воспалительного процесса на коже могут иметь грибки Pityrosporum orbiculare.

В типичных случаях обострения себорейного дерматита случаются в холодную пору года, а летом наступает ремиссия. Заболевание может протекать легко и проявляться в виде обычной перхоти на волосистой части головы, но иногда носит распространенный характер поражая также и кожу лица в области крыльев носа и бровей, ушных раковин, носогубных складок и щек. В еще более тяжелых случаях высыпания сопровождаются интенсивным зудом, покраснением сливающимся в обширные зоны, поражением век (блефарита), жирными корочками, диффузным выпадением волос и неприятным запахом кожного сала. Тяжелое течение болезни чаще всего возникает при несвоевременном или неправильном лечении, и проявляется в поражении больших участков кожи.

Для лечения себорейного дерматита используются:

- наружные противогрибковые мази, так как размножение грибка может быть одной из причин развития заболевания;

- топические стероиды для снятия воспаления (коротким курсом либо в сочетании с противогрибковыми препаратами);

- нестероидные противовоспалительные препараты;

- препараты с содержанием сульфида селена;

- препараты на основе дегтя, салициловой кислоты, мочевины.

При тяжелом течение болезни и отсутствии лечения может развиться асбестовый лишай, который сложнее поддается лечению.

# ОбластьПродолжительность, минЦена, грн
8 Дерматоскопия в поляризованном свете Dermlite (до 5 новообразований)30450
9 Дерматоскопия в поляризованном свете Dermlite, всего тела451200
1 Карта родинок (FotoFinder)
(обнаруживает новые и измененные кожные поражения на всем теле)
(консультация врача дерматолога Высшей категории К.М.Н., с фотофиксацией образований)
4 Цифровая электронная дерматоскопия FotoFinder (1-3 образования)
5 Цифровая электронная дерматоскопия FotoFinder (4-8 образований)
# Вид исследования (1 участок)Продолжительность, суткиЦена, грн
1 Исследование на демодекоз (Demodex follicullorum)3190
2 Исследование на паразитарные грибы (микроскопия элементов гриба)3190
3 Микробиологическое исследование биологического материала на грибковую флору с определением чувствительности к противогрибковым препаратам10480
4 Микробиологическое исследование биологического материала с определением чувствительности к антибактериальным препаратам7480
5 Микробиологическое исследование биологического материала на стафилококк с определением чувствительности к антибактериальным препаратам7460
6 Микробиологическое исследование содержания ногтевого кармана с определением чувствительности к антибактериальным препаратам7460
7 Микробиологическое исследование чешуек кожи на грибковую флору из очагов поражения, содержимого или гнойного отделения папул (везикул)10480
8 Микробиологическое исследование волос на грибковую флору с определением чувствительности к противогрибковым препаратам10480
9 Микробиологическое исследование ногтевых пластин на грибковую флору с определением чувствительности к противогрибковым препаратам10480
10 Забор биологического материала врачом1 участок50

Себорейный дерматит. Часто задаваемые вопросы

✔ Можно ли использовать гормональные мази?
Гормональные мази устраняют только внешнее проявление заболевания и могут использоваться только в комплексе, установленный доктором период, с дальнейшим переходом на более щадящие средства. При самолечении и длительном ежедневном использовании гормональных мазей может развиться атрофия кожи.
✔ Как часто нужно ходить к дерматовенерологу при себорейном дерматите?
Рекомендуется посещать дерматовенеролога раз в полгода-год, чтобы регулярно наблюдать за течением болезни, возможно корректировать профилактические меры и не допускать обострений.
✔ Лечится ли заболевание?
Да, заболевание лечится, но успех и продолжительность лечения зависит от многих факторов: питания, сна, образа жизни. Иногда себорейный дерматит даже проходит сам по себе, например, при переезде в другую страну с оптимальным для пациента климатом.
✔ Что может спровоцировать обострение?
Течение заболевания зависит от правильности подобранных средств по уходу, работы желудочно-кишечного тракта и стрессоустойчивости. При правильном питании, режиме сна и отсутствии стрессов вероятность возникновения обострения минимальна.

© Автор: Кандидат медицинских наук. Врач-хирург, онкохирург, эндокринный хирург Ткаченко Римма Петровна

Валентина (18.01.21)
Если у вас вдруг появится обильная перхоть, не пускайте дело на самотек! Я сразу не обратила внимание на эту проблему — решила, что она есть у каждого второго. А потом кожа головы начала сильно чесаться, появились красные пятна. И вот только тогда я побежала к доктору. Думаю каждый меня поймет, всегда надеешься, что само пройдет. Благо, после недели использования шампуня, который выписали в клинике, краснота и зуд начали уходить. Сейчас почти следа не осталось, но доктор сказал периодически наблюдаться и придерживаться правильного образа жизни, чтобы не возникло обострение. В клинике мне очень понравилось, если все будет хорошо, приду через полгода на профилактический осмотр.