Меланома кожи

Меланома кожи (melanoma malignum); синонимы: злокачественная меланома, меланоцитома — это злокачественная опухоль кожи, которая развивается из меланоцитов (пигментных клеток кожи).

Меланома относится к числу наиболее агрессивных форм рака за счет распространенности, скорости развития и вероятности метастазирования. Существенными факторами риска появления меланомы является злоупотребление загаром особенно для людей со светлой кожей, а также солнечные ожоги, полученные в детском и подростковом возрасте. Если в этом возрасте у человека случались серьезные ожоги с наличием волдырей, это повышает риск возникновения меланомы во взрослом возрасте в 2 раза. Если такие эпизоды случались не единожды, то риск увеличивается соответственно.

Заболевание может появиться в любом возрасте. Чаще всего меланома появляется спонтанно на неизмененной коже. В определенных случаях она может возникать на фоне так называемых меланомоопасных невусов — пограничного, диспластического, врожденного гигантского пигментного невуса, пигментной ксеродермы.

Выделяют несколько форм меланомы:

- поверхностно распространяющаяся внутриэпидермальная меланома – имеет двухфазное развитие: медленно разрастается в ширину в виде коричневой бляшки и далее прорастает вглубь кожи. При своевременной диагностике имеет положительный прогноз;

- узловая меланома имеет вид синюшного узелка или полипа возвышающегося над уровнем кожи. Это более злокачественная форма меланомы, которая отличается быстрым вертикальным ростом и имеет более высокий риск метастазирования – проникновения злокачественных клеток в лимфатические и кровеносные сосуды;

- акрально лентигиозная меланома (локализуется на ладонях, подошвах, стопах, на локтевом згибе), чаще наблюдается у пациентов старшего возраста;

- лентиго меланома (меланотические веснушки). Очень медленно растет, может трансформироваться, чаще всего возникает у пожилых людей на лице, имеет преимущественно неагрессивную форму.

Диагностика меланомы довольно сложная и крайне ответственная задача, поскольку "ценой вопроса" является человеческая жизнь. Существуют "тревожные" симптомы, на которые каждый должен обращать внимание: внезапное появление пигментного новообразования на коже, которое быстро или медленно начинает расти, кровоточит, меняет цвет, форму, появляется асимметрия. При обнаружении хотя бы одного этих признаков нужно немедленно обратиться к дерматоонкологу для проведения осмотра и дерматоскопии кожи.

# ОбластьПродолжительность, минЦена, грн
8 Дерматоскопия в поляризованном свете Dermlite (до 5 новообразований)30450
9 Дерматоскопия в поляризованном свете Dermlite, всего тела451200
12 Сокращенная консультация врача перед процедурой удаления папиллом, сосудов и бородавок15100
1 Карта родинок (FotoFinder)
(обнаруживает новые и измененные кожные поражения на всем теле)
(консультация врача дерматолога Высшей категории К.М.Н., с фотофиксацией образований)
4 Цифровая электронная дерматоскопия FotoFinder (1-3 образования)
5 Цифровая электронная дерматоскопия FotoFinder (4-8 образований)
# ПроцедураКоличествоЦена, грн
1 Гистологическое исследование удаленных тканей1 образование850
2 Шейв биопсия (туловище, конечности)1 образование700
3 Шейв биопсия (голова, шея, половые органы)1 образование800
4 Панч биопсия новообразования1 образование1500
5 Панч биопсия воспалительных дерматозов1 зона1500
6 Панч биопсия волосистой части головы1 зона1900
7 Местная анестезия1 образование150

Меланома кожи. Часто задаваемые вопросы

✔ Почему появляется меланома?
Причина появления и развития меланомы, как и для большинства злокачественных заболеваний, достоверно не установлена. Известны только факторы, которые способствуют возникновению этой опасной патологии: расовая и этническая принадлежность, негативное воздействие ультрафиолетового излучения, потребление пищи богатой на белок, наличие на коже некоторых типов родинок. Особенно опасно чрезмерное увлечение пляжами и соляриями для людей с 1 и 2 фототипами кожи. Такая кожа не может вырабатывать достаточное количество меланина, в ответ на ультрафиолет, что повышает риск развития злокачественных новообразований.
✔ Может ли меланома развиться не сразу после курса солярия, а через несколько лет?
Да. Очень часто бывает, что человек часто посещает солярии в молодом возрасте, а меланома появляется только в более зрелом возрасте.
✔ Как защитить кожу от развития меланомы?
Дерматологи рекомендуют не находиться под солнцем в то время, когда интенсивность ультрафиолетового излучения наиболее высока; использовать солнцезащитные крема с высоким уровнем защиты.

© Автор: Кандидат медицинских наук. Врач-хирург, онкохирург, эндокринный хирург Ткаченко Римма Петровна

Васса (06.04.21)
Проходила в Brenner Laser Clinic цифровую дерматоскопию на FotoFinder, когда появилось подозрение на меланому. У меня на теле всегда было огромное количество родинок. Сейчас я постоянно за ними наблюдаю, как они себя ведут, не меняются ли в форме и размерах. Раньше относилась к здоровью более равнодушно, часто и много загорала, несмотря на светлую кожу, нередко бывали ожоги. Видимо это и повлияло на образование меланомы. Сейчас прохожу курс лечения. В клинику буду периодически обращаться для прохождения дерматоскопии. Стоит недешево, но очень удобно и полезно для тех, у кого много родинок на теле.