Распределение меланина в волосах и коже

Меланоциты вырабатывают пигмент лишь в анагенной фазе роста волос, их активность проявляется в присутствии специфических органелл - промеланосом и меланосом, структурно различающихся образованием эумеланина или феомеланина. Практически весь меланин волоса сосредоточен в волосяном стержне. Небольшая доля меланина обнаруживается в верхней трети фолликулярного эпителия. Цвет волос определяется генетически, это доказывает разный цвет волос у представителей различных рас; на него также влияют и эндокринные факторы. Варианты цвета, оттенки волос зависят от комбинации обоих пигментов или от присутствия лишь одного из них, а также от рефракции света. Ультраструктура волос различного цвета варьирует по количеству, форме и степени меланизации эумеланосом или феомеланосом, по их распределению в цитоплазме кератиноцитов.

В черных волосах содержится большое количество неагрегированных зрелых меланосом (эумеланосом). При этом меланоцитов в луковице столько же, сколько и у светловолосых людей, но они крупнее и вырабатывают больше эумеланина. Светлая окраска волос обусловлена преобладанием круглых феомеланосом, располагающихся небольшими группами в клетках рогового слоя коры. Кроме того, светлые волосы обычно бывают более тонкими и часто не содержат мозгового вещества.

Рыжие волосы содержат в луковичных меланоцитах только феомеланосомы, которые попадают в окружающие кератиноциты на терминальных стадиях меланизации. Рыжие волосы - самые толстые. Гетерохромия - рост волос разного цвета на различных участках кожи у одного и того же человека, например, темные волосы на голове и рыжие - на бороде и в усах.

Как мы уже говорили, меланин содержится не только в волосах, но и в коже. Кожа у людей различается по кровоснабжению и распределению меланоцитов, а также по способности производить меланин. Томас Фитцпатрик разработал классификацию типов кожи, основанную на способности кожи отвечать на УФ-излучение (табл. 1). Эту же классификацию используют для прогнозирования результата световой эпиляции и при выборе источника излучения.

Таблица 1. Фототипы кожи по Фитцпатрику

Тип кожиХарактеристика
I Тип Никогда не загорают, всегда обгорают (обычно чрезмерно белая кожа, светлые волосы, голубые/зеленые глаза)
II Тип Иногда могут загореть, но чаще обгорают (светлая кожа, русые или каштановые волосы, зеленые/карие глаза)
III Тип Часто загорают, иногда обгорают (средняя кожа, каштановые волосы, карие глаза)
IV Тип Всегда загорают, никогда не обгорают (оливковая кожа, темные волосы, темные глаза)
V Тип Никогда не обгорают (темно коричневая кожа, черные волосы, черные глаза)
VI Тип Никогда не обгорают (темная кожа, черные волосы, черные глаза)

Кожа у людей различается также по толщине эпидермиса и глубине залегания волос. Обычно эпидермис мужчин более толстый, кожа производит больше жира, а глубина залегания волос больше, чем у женщин. Эти особенности кожи необходимо учитывать при эпиляции транссексуалов - мужчин, которые изменили свой пол на женский.

StarStarStarStarStar
Много лет боролась с вросшими волосами на ногах. Я была в курсе, что от этого нужно делать лазерную эпиляцию, но я не решалась. Красные прыщики очень чесались и болели, а после бритья вообще начинался ужас!
После 3-х сеансов ЛЭ резко все закончилось. И было совсем не больно. Дерматокосметолог Анастасия Николаевна – вежливая и умная молодая женщина. Провела процедуру на высшем уровне. Остальной персонал – тоже супер, и клиника также очень понравилась (везде очень чисто и все красиво, но без лишнего пафоса). Рекомендую к посещению!
Светлана 14.08.23
StarStarStarStarStar
Хочу оставить краткий отзыв о процедуре лазерной эпиляции ягодиц в этой Клинике, где я прошел уже 4 сеанса. Каждый раз, для меня, лазерная эпиляция ягодиц напомнила маленькую грелку, которая очень быстро двигается по коже и слегка покалывает. Эти "болевые" ощущения можно сравнить с теплым укусом комара, но очень маленького. Хотя, внутренняя область ягодиц оказалась гораздо чувствительнее наружной, но несколько секунд неприятных ощущений точно стоят полученного результата. Мне больше было неловко, от того что процедуру делала привлекательная молодая женщина, но больно точно не было.
Ярослав 14.07.23
StarStarStarStarStar
Добрый день, у меня на коже туловища где-то 30 или, возможно даже, чуть более родинок, и я раньше раз в год проверял их у своего дерматолога. Он смотрел на них своим обычным ручным дерматоскопом, каждый раз задавая вопрос: "А эта родинка давно у вас появилась?". Последние 2 года я провожу карту родинок в этой клинике, у доктора А.П. Перехрестенко. После каждого исследования на цифровом Фотофайндере видно появление новых родинок, и можно в динамике отследить изменения всех старых родинок. Это совсем другой уровень!
Олег 13.07.23
StarStarStarStarStar
Все отлично. Анастасия Николаевна – прекрасный дерматокосметолог. Процедура прошла быстро, качественно и в комфортной атмосфере. Также получил полезные советы по дальнейшему уходу за кожей. Клинику и специалиста однозначно советую! Ставлю 5/5!
Кирилл 07.07.23