Распределение меланина в волосах и коже

Меланоциты вырабатывают пигмент лишь в анагенной фазе роста волос, их активность проявляется в присутствии специфических органелл - промеланосом и меланосом, структурно различающихся образованием эумеланина или феомеланина. Практически весь меланин волоса сосредоточен в волосяном стержне. Небольшая доля меланина обнаруживается в верхней трети фолликулярного эпителия. Цвет волос определяется генетически, это доказывает разный цвет волос у представителей различных рас; на него также влияют и эндокринные факторы. Варианты цвета, оттенки волос зависят от комбинации обоих пигментов или от присутствия лишь одного из них, а также от рефракции света. Ультраструктура волос различного цвета варьирует по количеству, форме и степени меланизации эумеланосом или феомеланосом, по их распределению в цитоплазме кератиноцитов.

В черных волосах содержится большое количество неагрегированных зрелых меланосом (эумеланосом). При этом меланоцитов в луковице столько же, сколько и у светловолосых людей, но они крупнее и вырабатывают больше эумеланина. Светлая окраска волос обусловлена преобладанием круглых феомеланосом, располагающихся небольшими группами в клетках рогового слоя коры. Кроме того, светлые волосы обычно бывают более тонкими и часто не содержат мозгового вещества.

Рыжие волосы содержат в луковичных меланоцитах только феомеланосомы, которые попадают в окружающие кератиноциты на терминальных стадиях меланизации. Рыжие волосы - самые толстые. Гетерохромия - рост волос разного цвета на различных участках кожи у одного и того же человека, например, темные волосы на голове и рыжие - на бороде и в усах.

Как мы уже говорили, меланин содержится не только в волосах, но и в коже. Кожа у людей различается по кровоснабжению и распределению меланоцитов, а также по способности производить меланин. Томас Фитцпатрик разработал классификацию типов кожи, основанную на способности кожи отвечать на УФ-излучение (табл. 1). Эту же классификацию используют для прогнозирования результата световой эпиляции и при выборе источника излучения.

Таблица 1. Фототипы кожи по Фитцпатрику

Тип кожиХарактеристика
I Тип Никогда не загорают, всегда обгорают (обычно чрезмерно белая кожа, светлые волосы, голубые/зеленые глаза)
II Тип Иногда могут загореть, но чаще обгорают (светлая кожа, русые или каштановые волосы, зеленые/карие глаза)
III Тип Часто загорают, иногда обгорают (средняя кожа, каштановые волосы, карие глаза)
IV Тип Всегда загорают, никогда не обгорают (оливковая кожа, темные волосы, темные глаза)
V Тип Никогда не обгорают (темно коричневая кожа, черные волосы, черные глаза)
VI Тип Никогда не обгорают (темная кожа, черные волосы, черные глаза)

Кожа у людей различается также по толщине эпидермиса и глубине залегания волос. Обычно эпидермис мужчин более толстый, кожа производит больше жира, а глубина залегания волос больше, чем у женщин. Эти особенности кожи необходимо учитывать при эпиляции транссексуалов - мужчин, которые изменили свой пол на женский.