Выявление и лечение рака кожи, что нужно знать

Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения количество случаев дермато-онкологических заболеваний возросло в 7 раз за последние 50 лет. К сожалению, более половины заболевших людей погибают в течении года. Наиболее распространенной причиной такого значительного роста онкологических заболеваний и смертности является позднее обращение пациентов за медицинской помощью, потому что большинство онкологических проблем на ранних стадиях имеют бессимптомное течение.

Наиболее грозным онкологическим заболеванием является меланома кожи (МК) -злокачественная опухоль с быстрым агрессивным ростом и метастазированием, часто резистентная к химио- и лучевой терапии. Проблема исходит из меланоцитов, нормальных пигментных клеток кожи. В настоящее время не существует единой версии, почему нормальные клетки кожи начинают приобретать злокачественный характер, но тем не менее, основные этиологические факторы заболевания известны.

К таким факторам, в первую очередь, относят избыточную инсоляцию. Это "загар ради красоты" под прямыми солнечными лучами, посещение соляриев, длительная работа или занятия спортом под открытым солнцем, случайные солнечные ожоги. Дополнительными важными факторами риска можно считать светлый, склонный к обгоранию, тип кожи, семейную историю меланомы, наличие большого количества родинок и "веснушек", врожденный или приобретенный иммунодефицит.

Как обследовать подозрительную родинку?

В большинстве случаев клиническая диагностика наиболее часто встречающейся, поверхностно распространяющейся меланомы, строится на широко известном правиле ABCDE. Это аббревиатура в которой каждая буква обозначает определенный симптом.

A (asymmetry) - при проведении через середину элемента воображаемой линии, одна его половина не будет симметрична другой;

B (border) - границы образования имеют неровный или нечеткий характер;

C (color) - для меланомы характерна полихромия, т.е. наличие нескольких цветов в одном образовании;

D (diameter) - размер родинки превышает 6 мм, т.е имеет примерно диаметр карандаша и более;

E (evolution/elevation) - постепенный рост или возвышение над уровнем окружающей кожи.

В дополнение к этим тревожным признакам, пациенты иногда отмечают, что родинка начала расти, шелушиться или в ней возникли необычные ощущения: зуд, жжение, чувство инородного тела или кровоточивость. Наличие двух и более из вышеописанных признаков должно стать для пациента серьезным сигналом для обращения к врачу.

Однако опыт показывает, что проведение пациентами самостоятельного обследования не самая лучшая идея, поскольку обычный человек, редко знает клинические признаки ранней меланомы. Для большинства людей, самостоятельно осмотреть кожу возможно только на передней части тела, а это не более 50% от всей ее поверхности. Так же трудно "невооруженным глазом" обнаружить признаки меланомы в образованиях, которое имеет малый размер и симметричны по форме. И самое главное, что нужно помнить - при неверной самодиагностике цена риска очень высокая!

Для своевременного выявления злокачественного перерождения родинки оптимальным является посещение специализированного медицинского центра, в котором работают опытные дерматологи и онкологи. Большинство таких клиник оснащено соответствующим диагностическим оборудованием, в идеале - цифровым электронным дерматоскопом.

Что делать, если есть подозрение на рак кожи?

Стандартной операцией при подозрении на онкологическое заболевание кожи является хирургическое иссечение с последующим гистологическим исследованием удаленного элемента. Перед удалением в медицинской документации врач обязательно указывает клинические признаки опухоли, прилагая макроскопические и дерматоскопические фотографические изображения образования. После удаления опухоли кожи назначается адекватная медикаментозная терапия.

Очень важно знать, что слепые деструктивные (разрушающие) процедуры, которые нередко проводятся неквалифицированными специалистами, могут нанести значительный вред. Такие распространенные в косметологии методы как криотерапия, лазерная абляция или фотодинамическая терапия, кюретаж без предварительной гистологической оценки опухоли, применяться не должны. Разрушение или неполное удаление злокачественной опухоли в отдаленном периоде приводит к метастазированию и ухудшению прогноза на выздоровление.